08.08.2018 21:20
    Поделиться

    Российские буддисты отмечают 200-летие храма победы 1812 года

    Самому старому буддистскому храму-хурулу в России, находящемуся сейчас на территории Астраханской области, исполнилось 200 лет. Хошеутовский хурул построен в честь победы над Наполеоном.

    Добраться до уникального храма непросто. Если ехать из Астрахани, нужно сделать большой крюк по шоссе и разбитому асфальту или, переправившись через Волгу на пароме, изрядно попетлять по степным дорогам. Только после этого вдали покажется пагодная крыша.

    Перед хурулом установлены навесы для паломников, у входа дымится слабенький огонек, очищающий помыслы входящих. Храмовая "прихожая" завалена обувью (перед входом в буддистские святыни ее полагается снимать). К стене прислонена стремянка (в хуруле идет реставрация), на оконной решетке висит плакат с буддистской символикой и надписью "Спасибо, Россия! 2018 год".

    Небольшое помещение хурула заполнено паломниками. У алтаря со статуей Будды - подношения со сладостями. В углу разместилась выставка реликвий. Прибывшие с Тибета монахи проводят богослужение. Воздух вибрирует от молитв, а в самом центре зала на невысоком помосте совершается таинство строительства мандалы. Два монаха с ювелирной точностью "высыпают" сложный рисунок из разноцветного песка. Мельчайшие крупинки создают схематичное изображение модели Вселенной и мира божеств. Работа кропотливая, долгая, медитативная. Монахи будут вырисовывать сакральное изображение несколько дней. Затем мандалу разрушат, а благодатный песок раздадут желающим.

    Удивительно, но в селе Речное, где находится хурул с двухсотлетней историей, практически не осталось буддистов. Община храма из трех десятков человек сформировалась в основном из жителей соседнего села Заволжское, а сам хурул открывается лишь во время визита паломников и по буддистским праздникам. Причем для богослужений сюда долгое время приглашали лам из Калмыкии. Церен Багши - один из них.

    - Этот хурул настолько древний и он пронизан такой силой, что проведенный там молебен или обряд влечет накопление особых заслуг, - говорит он. - Любое благое деяние в этом храме увеличивается многократно. И хотя хурул был построен в честь победы над французами в 1812 году, истинное предназначение храма заключается в том, чтобы в мире не было новых войн.

    Церен Багши организовывал паломничество к Хошеутовскому хурулу из Элисты. Тогда пришлось пройти пешком 300 километров, зато у каждого паломника после этого произошли положительные изменения в жизни.

    - Недавно я поговорил с ними. Один хотел поправить здоровье и теперь чувствует себя прекрасно. Другой надеялся найти работу или открыть бизнес, и у него появилось свое дело. Женщина, которая шла с нами, сейчас получает водительское удостоверение. Еще был лама, который хотел, чтобы строительство хурула в его селе сдвинулось с мертвой точки. Стройка уже идет. А в нашей общине появился участок земли, и мы заказали золоченую статую для храма, - говорит Церен Багши.

    - Наш хурул символизирует не только победу над Наполеоном, но и дружбу между калмыцким и русским народами, которые сражались сообща. Местные жители с почтением относятся к храму и помогают, если, например, надо убрать в хуруле или провести свет. Угощают чаем, размещают у себя паломников. Вот, например, сейчас в доме напротив хурула приняли сразу пятерых человек, - рассказывает председатель приходского совета хурула Надежда Сидорук.

    Хозяйка подворья, 73-летняя Валентина Маринкина, говорит, что прекрасно ладит с постояльцами.

    - Приехали бабушки из Калмыкии, и почему их не принять? Здесь рядышком их храм, далеко ходить не нужно. Я с 1956 года живу в Речном, и с буддистами у нас хорошие отношения. Мне не важно, какой нации и веры человек, лишь бы порядочный был. Советский союз, наверное, так воспитал. Да и интересно, когда люди другой веры в гости приезжают. Не наговорюсь с ними никак. Беседуем о религии, о церквях, о детях, об уважении друг к другу, - улыбается Валентина Федоровна.

    Местные православные порой из интереса заходят в хурул посмотреть на буддистскую службу, а буддисты бывают в православном молельном доме. Никто их оттуда не гонит. А ведь в советские годы хурул пытались разрушить. Это происходило на глазах у Валентины Маринкиной.

    - Из храма то клуб делали, то склад. Нас собирали там кукурузу шелушить. А потом председатель колхоза порушил колоннаду. Крепко там все стояло. По два-три трактора друг к другу цепляли, чтобы колонну повалить. Очень надежная кладка была. Потом, когда колоны все же свалили, остались кирпичи. Из них печи клали. Добрые кирпичи. Наши-то обычные давно покрошились, а хурульные до сих пор целые, - говорит Валентина Маринкина.

    Служба заканчивается. Тибетские монахи отвечают на вопросы паломников, а глава делегации Качен Геше Дондуп рассказывает о своих впечатлениях:

    - Мы добирались сюда очень долго, приехали ночью и решили, что оказались на самом краю земли. Думали, в таком удаленном маленьком селе на службу придут пара-тройка человек. Каково же было наше удивление, когда мы встретили столько паломников! Конечно, их не так много, как в нашем монастыре, где живут 400 монахов. Но со временем этот хурул привлечет еще больше людей.

    Члены местной общины верят, что все так и будет: хурул заработает в полную силу, в нем появятся монахи и настоятель, а паломников станет больше. Еще одна мечта - восстановить разрушенную колоннаду. Община уже получила хурул в безвозмездное пользование и начала на пожертвования заполнять его внутренним убранством.

    Как это было

    В XVIII веке ойратский князь-нойон Дегжит получил покровительство императрицы Елизаветы и поселился в Тюмени. Своего сына он назвал Тюмень-Джиргалан. Это одновременно и дань уважения российскому городу, и проявление чувств: имя можно перевести как "радость десятитысячная". Позднее отец и сын обосновались на Волге в Хошеутовском улусе среди родственных ойратам калмыков, а вотчину Тюмень-Джиргалана стали именовать Тюменевкой.

    Во время войны 1812 года калмыки выступили против Наполеона. Второй Астраханский калмыцкий полк сформировал и вооружил Тюмень-Джиргалан, а возглавил его сын Серебджаб Тюмень (на рисунке). Всадники Тюменя отличились в боях с французами и в числе первых вошли в Париж. Однако слава полку досталась дорогой ценой: в боях погибли 239 человек. Именно в память о погибших и был построен Хошеутовский хурул.

    Строительством занимался младший брат Серебджаба Батур-Убуши Тюмень, тоже участник войны 1812 года. На создание хурула его вдохновил Казанский собор в Петербурге. Финансировал стройку Серебджаб Тюмень. Также использовались народные пожертвования. В храме хранилось знамя калмыцкого полка, простреленное в битвах с французами.

    Поделиться