11.08.2018 08:50
    Поделиться

    В Нижнем Новгороде прошел первый в России фестиваль веб-киносериалов

    ...Пожилой нейрохирург дожил до времени, когда деньги обесценились. Теперь в ходу другая валюта - лайки и просмотры. Он отправился в агентство, которое работает под девизом "Хапни хайпа" и собирает просмотры у Сетевой аудитории. Он стал миллионером и стал бы миллиардером... Однако сюжет приобретает совершенно неожиданный поворот. Об этом рассказывает вторая серия веб-сериала "Хроники параноика" режиссера Никиты Тамарова.

    Проектов на первом в России фестивале веб-сериалов REALIST WEB FEST, который проходил в Нижнем Новгороде с 4 по 7 августа, - 30. Приехали они из 14 стран. А всего было подано 150 заявок из 29 стран. Еще из интересной статистики - в мире на сегодняшний день 40 фестивалей веб-сериалов, что даже больше, чем фестивалей классических сериалов. Так что можно только представить - какие обороты набирает это движение.

    Но что такое веб-сериалы - об этом знают далеко не все. И большинство гостей фестиваля "Реалист" приехали в Нижний именно знакомиться с тем, что это за "зверь" такой. Подхожу, например, на церемонии открытия к телеведущей Анне Чапман (ее программа "Тайны мира Анны Чапман" в топе на телеканале РЕН ТВ). Спрашиваю ее мнение.

    "Я просто очень люблю сериалы, - отвечает мне Анна. - А про веб-сериалы не знаю ничего, вот и приехала сюда посмотреть, что это такое. Интересно же. А вы что тут делаете?" Отвечаю, что я тут с той же целью. "А давайте пойдем и немедленно выясним!" - берет меня за руку Анна и тащит в сторону двух иностранных гостей. Знакомимся с британцами: режиссер Симпсон Мэнелик и актер из его веб-сериала Мэттью Хаустон. Они привезли в Россию второй сезон веб-комедии "Даррен на дне", слоган которой "Я - не сталкер. Все это только из-за непонимания". Мы могли бы начать шутить над тем, что режиссера зовут Симпсон, но английское произношение его фамилии напоминает слово "маньяк", что к сериалам как-то ближе. Тут же даем ему такую кличку, смеемся и начинаем расспрашивать. Они нам рассказывают, что уже поездили со своим проектом по всему миру, каким удовольствием было его снимать, тем более что это - комедия. Анна разговорилась с режиссером, а я тем временем задаю вопрос Мэтью, мол, что для тебя сниматься в веб-сериале.

    "Пока я еще стану известным и попаду в большое телевидение и кино, - говорит молодой британский актер. - Да, в веб-сериалах я не зарабатываю столько денег, но в сети - на You tube и на других ресурсах меня узнают. А это шанс пойти дальше, быть приглашенным в большой проект. Все происходит быстрее, если имеешь дело с веб-сериалами. Это прекрасный трамплин для карьеры".

    "Вы лучше про себя, девчонки, расскажите", - переключают внимание на нас британцы.

    "Вы что, еще не поняли? Я - знаменитая шпионка", - хохочет Чапман. "Нет-нет, она - известная телеведущая", - смеюсь я. В общем, если бы рядом с нами кто-то стоял с камерой, это мог бы быть уже первый эпизод нового веб-сериала о методах добывания информации путем знакомства на вечеринках. А что - тут атмосфера такая.

    Если зайти к организаторам на ресурс, можно найти точное определение веб-сериала: "Любой сериал, показ которого идет в интернете. Как на ставших уже привычными платформах, так и в более неожиданных форматах". Далее сказано о том, что "формат веб-сериала подразумевает наличие нескольких эпизодов, связанных общим сюжетом или общей идеей/темой. Продолжительность эпизода при этом может варьироваться от минуты до получаса". И уточняется: "Жанровое разнообразие интернет-сериалов ограничено лишь фантазией их авторов и варьируется от комедии и драмы до триллера, хоррора, боевика и sci-fi (научно-популярного жанра. - Прим. С.А.). То же самое относится и к их виду - помимо художественных, существуют документальные и анимационные веб-сериалы".

    Кстати, проект The Digital Reporter получил на премии "Ника" в этом году специальный приз "Шаг в будущее" - именно за поддержку веб-сериалов. Они как раз словили волну. Смотрите сами - только из последнего: Facebook запустил сериал "Strangers", "Яндекс" - "Кассл Рок", ресурс "Мир Тесен" - "Неправильные". Все это - веб-сериалы.

    Антон Калинкин, которого до веб-сериального движения знали как кино- и телепродюсера, рассказывает мне о далеко идущих планах. Сейчас они работают над удобным мобильным приложением для фестиваля - к следующему уже должно функционировать, в конце года устроят специальную премию для создателей такого контента. Организовали в России Ассоциацию производителей веб-сериалов и прямо тут, на фестивале, подписали соглашение с n’RIS (Международный цифровой сервис учета, хранения и оборота прав на объекты интеллектуальной собственности). Что важно - научить делать такие сериалы профессионально на международном уровне. Чтобы хорошая камера, звук, другие составляющие, очищена музыкальная часть, зафиксированы интеллектуальные права (отсюда и n’RIS). Более того, Калинкин с командой в рамках специальной лаборатории при Высшей школе экономики готовят специалистов в данном направлении. Все серьезно.

    Выбор "РГ"

    Пятерка веб-сериалов, показанных на фестивале REALIST WEB FEST, отмеченных обозревателем "РГ - Неделя":,,,,,,

    1. "Хроники параноика". Режиссер Никита Тамаров (Россия). Похож на сериал "Черное зеркало" - только другой формат. О том, как технологии изменят нашу жизнь и к чему это приведет. Сильная сторона - за проектом стоит "Самсунг", а значит, у создателей не болела голова по многим вопросам, в том числе и финансовым - могли сконцентрироваться на творчестве, что и принесло результат.

    2. "Ужас 404". Режиссер Себастьен Диас (Канада). Смотрели две серии. Первая - "Мой первый труп" - о девушке, будущем патологоанатоме, которая снимает в разных ракурсах старушку, ушедшую в мир иной, и во что это ей обходится. Вторая о вирусном ролике-ужастике, который парализует работу современного офиса.

    3. "Всемогущий". Проект из Казахстана, режиссер Ерден Телемисов. Он же - популярный блогер. В его веб-сериале снялись самые популярные звезды казахского кино. Веб-сериал, рассказывающий о том, как старшие братья джинны - один врач, другой полицейский - лишили младшего части волшебной силы за то, что позорит семью - в блогеры пошел. И поэтому младший Ердеша исполняет все желания не совсем так, как надо бы. Каждая новая серия - очередное несовершённое желание.

    4. "Знакомьтесь, Десмондо Рэй!" Режиссер Стив Бейкер. Название этого анимационного веб-сериала на слуху. Десмондо Рэй - это такой же человек, как "Гадкий я", но добрый и несчастный, потому что никто не хочет с ним дружить. У него есть несколько коллекций. Одна из них - он собирает теннисные мячики. Которым дает имена. А еще у него, как и у маленького принца, есть своя планета. Она носит имя Билл.

    5. "Странный". Режиссеры Александр Декад, Матье Кассимо. Французский проект в духе Стивена Кинга. В первой серии рассказ о том, как к таксистке по имени Мария, которая никак не может устроить личную жизнь, в машину садится незнакомец с грудным ребенком. О непорочном зачатии напрямую речь не идет, но зритель уже об этом подумал. Как раз к приезду полицейских. Вторая серия - о ведьмах, которые вмешиваются в отношения двоих, когда уже хоть что-то в них пошло не так. Они "вербуют" женщину в свои ряды, и мужчина практически неспособен этому противостоять.

    Что любопытно - практически во всех проектах фигурируют блогеры и съемка на айфон. Видимо, это и есть отличительные черты веб-сериалов нашего времени.

    Между тем

    Режиссер Андрей Кончаловский записал специальное сообщение для REALIST WEB FEST, в котором сказал следующее: "Я думаю, что эта новая ситуация, в которой мы живем - цифровая технология и легкость создания изображений высокого качества с хорошим звуком, - все это дает возможность для молодых талантов не бегать по студиям и не обивать пороги продюсеров, а пытаться выразить себя самыми минимальными средствами. Здесь есть одна опасность - что слишком много талантливых людей будут снимать кино. Но для этого и существует фестиваль - чтобы отобрать самые талантливые картины. Второе - эти фестивали могут выявить новый язык. Он не может развиваться в коммерческом кино, но будет развиваться за счет тех, кто готов сам заплатить, чтобы снять картину. Язык кино еще далеко не исчерпан. И третья причина в том, что зритель сегодня не обязательно должен ходить в кино. Он может получить произведение искусства и обогатить себя так же, как и сидя дома с хорошей книжкой. Я буду стараться поддерживать вас и ждать предложений и фильмов, которые мы можем помочь как-то сделать".

    Поделиться