09.08.2018 19:03
    Поделиться

    Россияне с хроническим вирусным гепатитом должны получать лечение по ОМС

    По статистике, на долю сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний приходится более 65% преждевременного ухода из жизни. Но есть еще один "убийца" - вирусный гепатит. Иногда его называют "ласковым": он менее заметен и годами может существовать "втихаря", не заявляя о себе. И это особенно опасно. Потому что когда он о себе заявляет, лечение может оказаться уже менее, а порой и вовсе неэффективным. У "ласкового убийцы" одна особенность: он обычно действует не сам по себе, а вкупе с тяжелейшими заболеваниями - гемофилией, хронической почечной недостаточностью, сахарным диабетом. Противостояние этому недугу ведется постоянно. По-разному. Московская область первая в России добилась доступности лечения вирусных гепатитов с помощью новейших методик и препаратов в рамках ОМС. Как это удалось, обозревателю "РГ" рассказал главный гепатолог Минздрава Московской области Павел Богомолов.

    Павел Олегович, пять лет назад вы разработали унифицированные стандарты диагностики и лечения больных вирусными гепатитами в рамках ОМС. Подчеркиваю: именно в рамках ОМС…

    Павел Богомолов: Это действительно очень важно.

    Но почему вашему уникальному примеру последовали не все регионы, ведь деньги ОМС они получают?

    Павел Богомолов: Дайте время, и наш уникальный опыт станет всеобщим достоянием. Это приведет к значительному снижению бремени гепатитов на экономику страны. Приведу цифры: за 5 лет реализации проекта заболеваемость острым гепатитом С в Московской области снизилась в 5 раз, заболеваемость хроническим гепатитом С ниже, чем в РФ в три раза.

    В чем суть программы?

    Павел Богомолов: Все граждане РФ с диагнозом "хронический вирусный гепатит" могут по полису ОМС получить стандартизированное обследование и лечение самыми эффективными лекарственными препаратами.

    Все? Почему же не получают?

    Павел Богомолов: Вы удивитесь, но срабатывает так называемый человеческий фактор. Убежден: при желании, адекватном распределении ресурсов можно добиться того, чего добилась Московская область.

    Вы не держите в секрете свою программу. Вам не нравится быть обладателем уникального опыта?

    Павел Богомолов: Охрана здоровья людей и уникальность не совсем совмещаются. Все лучшее, все новое, что есть, должно быть не уникальным, а всеобщим достоянием.

    Легко сказать! Но даже пройти плановую диспансеризацию не просто. Во-первых, мы сами неохотно идем к врачу. Во-вторых, в поликлиниках нередко такая обстановка, что даже здоровый не может ее вынести. К тому же, если не ошибаюсь, исследования на маркеры гепатитов В и С не входят в программу диспансеризации. Лично мне это кажется диким. Вы не любите резких слов, потому вы скажете, что это странно.

    Павел Богомолов: Не все так просто. Наверное, нуждается в пересмотре программа диспансеризации. Это касается не только гепатитов. Видимо, не везде и не все осознали, что в наше время медицина должна строиться на принципах "4П": предикативность (предсказательность), профилактика, персонализация, партисипативность, то есть вовлеченность в процесс и пациентов, и врачей. И следуя этим принципам, мы проводим - не пугайтесь банальности - ­санпросветработу. Объясняем и врачам, и пациентам, и членам их семей, что такое болезни ­печени, вирусный гепатит в частности. Как им можно заразиться, как он передается, как лечится.

    При этом объясняете, например, то, что нельзя подхватить гепатит во время поцелуя, укола, лечения зубов?

    Павел Богомолов: Это разные вещи. Если речь о гепатитах В, С, Д, то поцелуи, питье из одной чашки, рукопожатия и объятия безопасны. Эти гепатиты не передаются. А вот гепатиты А и E передаются именно таким путем. И это надо знать.

    В Московской области ­заболеваемость хроническим гепатитом С в три раза ниже, чем в среднем по России

    Вернемся к санпросвету: а дальше что?

    Павел Богомолов: Информированный пациент обращается к информированному врачу. Пациент приходит к врачу общей практики, который специально ориентирован не только на выявление, но и на правильную маршрутизацию к врачам-гепатологам.

    Гепатологи есть во всех медучреждениях Московской области?

    Павел Богомолов: По большому счету гепатолог - это ориентированность врача на выявление и лечение заболеваний печени. И к этому мы постоянно готовим врачей. А на практике реализуем принцип мультидисциплинарной команды. Увлечение узкими специалистами не всегда на пользу, особенно в первичном звене. И кстати, если мы уже об этом говорим, медицинские вузы должны сделать акцент на подготовке мультидисциплинарного врача. Оптимальный путь, когда во врачебную команду входят специалисты разных профилей. И еще: в Московской области, а в ней живет 7,5 млн человек, в каждом медицинском округе есть свой окружной гепатолог.

    Вы проводили совещание, где рассказывали о своей программе. Оно проходило на базе МОНИКИ имени Владимирского. Во время совещания не раз напоминалось, что каждый его участник может пойти и обследоваться на гепатит С. В тот день болезнь выявили у одного человека. А в зале было примерно 100 человек. Почему повсеместно нет такой практики? Это же не дорого стоит.

    Павел Богомолов: Мы снова говорим о человеческом факторе. При желании такое возможно. Тем более летом, когда много людей в парках, когда проводятся дни здоровья. Там можно учить не только скандинавской ходьбе, но и проверять на гепатит С. Вложения минимальны, а отдача огромная. А главная составляющая нашего успеха, как мне кажется, в том, что у нас есть доступные препараты. Хронический вирусный гепатит - одно из немногих заболеваний, которые излечиваются. И в рамках ОМС мы обеспечиваем лечение самыми эффективными лекарствами: более 90% наших больных навсегда забывают о гепатитной проблеме. Это препараты не интерфероновой группы. Интерферон постепенно уходит из практики лечения вирусных гепатитов. Появляются более эффективные схемы. Они намного дороже, но по силам ОМС.

    По некоторым данным, в России 3 миллиона больных хроническим гепатитом С, в том числе дети. Какова их судьба?

    Павел Богомолов: Есть пациенты, требующие особого внимания. Например, пациенты с гемофилией, пациенты на программном гемодиализе и, конечно, дети. Московская область - первый регион РФ, в котором обеспечена массовая противовирусная терапия. Из 39 пациентов с гемофилией не вылечился только один. Результаты лечения детей более оптимистичны. Мы первыми в стране начали лечение детей по безынтерфероновым схемам. Предварительные результаты радуют. Массовая противовирусная терапия особенно значима в снижении распространенности гепатита С. Акцентирую на этом внимание потому, что излеченные сегодня дети дают основание полагать, что в будущем проблема гепатитов утратит свою актуальность.

    Поделиться