Длина перехода через Амур на ВСТО-2 составит 2 785 метров

В Хабаровском крае продолжается строительство резервной нитки подводного перехода второй очереди нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" (ВСТО-2). На первую декаду сентября намечена укладка дюкера в готовую траншею.

Почти два месяца строители разрабатывают ее на основном русле Амура. Со дна реки вынуто уже более миллиона тонн грунта.

Помещенный в специально отведенные места - карты намыва, он пролежит здесь до заключительного этапа, после чего вернется в реку, засыпав подводную часть нефтепровода.

"Можно сказать, что сейчас преодолена своеобразная психологическая отметка. Всего же нам предстоит вынуть и переместить свыше 1 320 тысяч тонн грунта", - поясняет начальник участка строительства № 18 ООО "ЦУП ВСТО" Александр Севастьянов.

Высокого темпа разработки траншеи удается придерживаться благодаря применению земснарядов. Три специальных судна, предназначенные для проведения дноуглубительных работ, уже разработали около 2 000 из 2 785 метров (более 70 процентов) подводной траншеи.

"Основную нитку перехода ВСТО-2 через Амур, которая расположена в полукилометре от этого места, также разрабатывали земснарядами, - отмечает Александр Севастьянов. - Их применение целесообразно в том случае, когда предстоит выемка значительных объемов грунта. Представьте, здесь траншею нужно заглубить на девять, а местами и на 14 метров. В верхнем своем створе раскрываемость траншеи достигает 100 метров".

Три специальных судна, предназначенные для проведения дноуглубительных работ, уже разработали более 70 процентов подводной траншеи

Ширина основного русла реки немногим более 2 500 метров, при этом весь подводный переход - свыше 34,5 километра. Дело в том, что в месте перехода у Амура множество притоков, стариц. Во время половодья вся эта площадь скрывается под водой. Поэтому кроме перехода основного русла имеется еще восемь малых водных преград. На пяти из них, расположенных на правом берегу, уже уложены дюкеры, к остальным строители приступят зимой 2018-2019 годов.

"Характер у Амура своенравный. Нам пришлось столкнуться с постоянными скачками уровня воды, - рассказывает Александр Севастьянов. - Сначала уровень упал ниже проектных величин. Пришлось корректировать работу земснарядов, их маршрут движения вдоль траншеи, замерять глубины в месте работ, чтобы при перестановке технических судов не посадить их на мель. С задачей справились без ЧП. Теперь гидрологи прогнозируют подъем реки, так как в бассейне Амура прошли сильные дожди. Но мы к этому готовы".

При планировании работ на подводном переходе строителям пришлось учитывать множество факторов, например сезонность схода ледяного покрова, крутой нрав самой реки, которая в период разлива может преподнести неприятные сюрпризы.

Так было в 2013 году, когда Амур поднялся почти на метр, затопив многочисленные поселки. Досталось тогда даже улицам Хабаровска. Поэтому все наземные объекты подводного перехода - камеры пуска-приема средств очистки и диагностики, узлы запорной арматуры - еще на стадии проектирования были вынесены на безопасную высоту, с учетом возможного подъема реки.

К завершающему этапу - протаскиванию дюкера - строители приступят в начале осени. Сам дюкер, полностью готовый, дожидается своего часа на берегу. Его 14 "плетей" начали собирать еще в феврале. Трубы сваривались в "нитки" по 200 метров. Каждый сварной шов подвергся многократным контрольным проверкам на качество соединения. Кроме того, провели внутритрубную диагностику "плетей", изоляцию стыков, монтаж балластирующих устройств.

Сваривать между собой "плети" будут непосредственно при протаскивании. В подводную траншею дюкер длиною 2 785 метров должен лечь в первой декаде сентября.

Справка

Земснаряд - судно технического флота, предназначенное для производства дноуглубительных работ. При разработке подводной траншеи на Амуре применены земснаряды землесосного типа, используемые на мягких грунтах I-IV классов. Изъятая порода транспортируется на отвалы через плавучий пульпопровод либо на передвижных баржах.

Дюкер - участок нефтепровода, прокладываемый на пересечении с искусственным или естественным препятствием: под руслом реки или канала, под авто- или железной дорогой. Как правило, дюкер состоит из нескольких труб, которые предварительно свариваются в "нитку" ("плеть") и затем укладываются в подготовленную траншею.