А началось оно с того, что председатель Ленинской районной организации общества инвалидов Иван Глинчиков поднял вопросы, связанные с формированием в городе доступной среды для людей с ограниченными возможностями здоровья.
- Первое - транспорт, - говорит он. - Сейчас троллейбусы и автобусы оборудуются подъемниками. Мы против этого. Потому что человеку, если он не на коляске, все равно приходится преодолевать две ступеньки. Кроме того, подъемники громоздкие, водитель, раскладывая такой подъемник, потратит немало времени, в итоге автобус выбьется из графика. Оптимальный вариант решения проблемы, на наш взгляд, - низкопольный транспорт, удобный и пожилым людям, и тем, кто передвигается с тросточкой. Он в городе есть, и в дальнейшем при обновлении парка общественного транспорта нужно идти именно по такому пути.
Второе, по словам Глинчикова, - уже набившая оскомину тема качества тротуаров и высоких бордюров, особенно на подходах к социальным учреждениям. В качестве примера со знаком "минус" он назвал подход к Ленинскому комплексному центру социального обслуживания населения на улице Пугачева. Хоть показательные заезды на колясках по улицам города (в том числе и с участием чиновников), показавшие неприступность многих объектов, и проходили в Кирове неоднократно, положительных изменений - мизер.
- И, наконец, подземные и надземные пешеходные переходы - ни один человек на коляске воспользоваться ими не может, - подчеркнул Иван Глинчиков. - Взять хотя бы надземный переход на улице Ленина: подъемники закрыты, ими может управлять только специально обученный оператор. В таком случае целесообразнее демонтировать их и отдать в учреждения, которым такие устройства действительно нужны.
Накануне на совещании в мэрии, где обсуждались эти вопросы, глава администрации Кирова Илья Шульгин поставил задачу: за пять лет создать в Кирове безбарьерную среду, комфортную для всех горожан - и людей с ограниченными возможностями здоровья, и мам с колясками, и детей, и велосипедистов.
- Речь идет не только о высоких бордюрах, разбитых (или просто отсутствующих) тротуарах и "необъятных" лужах, которых в городе действительно много, - говорит он. - На повестке дня комплексная перезагрузка по части обустройства всех территорий - дворов, улиц, парков, скверов, качественное изменение дорожной и транспортной инфраструктуры. В течение пяти лет - квартал за кварталом - мы будем приводить город в порядок.
По словам заместителя начальника департамента городского хозяйства Дмитрия Печенкина, предварительно необходимо провести инвентаризацию городской инфраструктуры на предмет удобства для маломобильных групп населения.
- По поводу работоспособности подъемных устройств на пешеходных переходах мы можем провести такие мероприятия совместно с представителями общества инвалидов, - говорит он. - Проблема налицо: подъемники установлены, но воспользоваться ими никто не может. Нужно решить вопрос их дальнейшей эксплуатации.
Какие-то изменения произойдут уже в ближайшее время. До 30 сентября будет выполнен большой объем работ по ремонту тротуаров, и в технической документации предусмотрены требования по обеспечению комфортности для маломобильных групп: пониженные бордюры на пешеходных переходах, на пересечении с проезжими частями. Качество работ власти намерены отслеживать совместно с представителями общества инвалидов. За один сезон невозможно исправить все тротуары города, работы будут проводиться ежегодно.
- Кроме того, на каждой посадочной площадке у остановочных павильонов, которые подлежат ремонту в текущем году, начнут устанавливать пандусы. В течение нескольких лет ими будут оборудованы все остановки. То же - и с лестничными сходами, - говорит чиновник. - Поэтапно мы возьмем в работу все проблемные точки. Как и по обновлению парка общественного транспорта - пожелания и рекомендации общества инвалидов обязательно будут учтены.
Как рассказал "РГ" Иван Глинчиков, впервые появилась надежда, что городские власти действительно решили взяться за решение проблемы безбарьерной среды не для галочки.
- У меня сложилось впечатление по итогам комиссии, что городские власти готовы хотя бы попробовать начать делать первые шаги в этом направлении, - говорит он. - Никто не просит каких-то дополнительных больших средств. Нужно просто чуть внимательнее относиться к тем государственным и муниципальным закупкам и контактам, которые сегодня заключаются на ремонт улично-дорожной сети, тротуаров, на приобретение транспорта и так далее. И если это делать грамотно, все встанет на свои места.
А как у соседей?
В Нижнем Новгороде сейчас есть объекты, полностью соответствующие международным стандартам с точки зрения доступности для людей с ограничениями по здоровью. По словам Романа Пономаренко, руководителя нижегородской региональной общественной организации "Ковчег", к таковым относятся стадион "Нижний Новгород", месяц назад принимавший матчи мундиаля, а также сетевые супермаркеты. "Торговцы понимают, что человек с инвалидностью - тоже покупатель, поэтому не чинят ему препятствий, а, напротив, делают все для удобства", - говорит Роман.
К сожалению, все остальное в приволжской столице далеко от совершенства, если посмотреть на городскую среду глазами не только человека на инвалидной коляске, но и незрячего, неслышащего, да и просто пожилого, например. А ведь если сложить число стариков, количество мам с младенцами и людей с различными заболеваниями и травмами, получится, пожалуй, половина населения Нижнего Новгорода. Иными словами, безбарьерная среда нужна не только людям с инвалидностью.
"Низкопольный транспорт - хорошо и удобно, - рассуждает общественник. - Но сколько его придется ждать на остановке? А если дождь? К сожалению, наши автобусы, троллейбусы и трамваи до сих пор не оснащены системой навигации, отслеживать их передвижение пока невозможно".
И хотя в последние годы в городе заметны перемены к лучшему, произошли они не от осознания необходимости создания доступной среды (как в случае с супермаркетами). Как выразился Роман Пономаренко, произошло это от постоянного "подпинывания" лиц, ответственных за сдачу или эксплуатацию тех или иных объектов. Если говорить о стадионе, то там предъявлялись жесткие требования FIFA. А по уму надо бы осознанно строить и оборудовать все объекты так, чтобы они изначально были доступными для всех категорий граждан.
"Это обойдется дешевле, чем строить абы как, а потом переделывать, - считает Роман. - Здесь очень важно взаимодействие властей с представителями общественных организаций инвалидов. Например, отклонение от норматива плюс-минус несколько сантиметров при сооружении пандуса ни строителю, ни приемной комиссии незаметно, а для человека на коляске оно критично. Поэтому при строительстве и сдаче объекта необходим постоянный контроль, в том числе и со стороны людей с инвалидностью. Нас же обычно приглашают лишь на торжественное разрезание ленточки".
"Ковчег", по словам руководителя организации, готов проводить обучение подрядчиков-строителей, чтобы они не допускали ошибок в работе и не тратились на исправление брака. К слову, доводить до ума в Нижнем Новгороде придется множество зданий: сейчас общественники начали проверять на предмет доступности учреждения культуры, здравоохранения и прочие. По итогам ревизии властям выдадут соответствующие рекомендации.