В июле на башне "Ижмаша" произошел пожар и упал шпиль. Это событие повергло горожан в шок и, как в библейском предании о Вавилонской башне, разделило ижевчан на несколько лагерей.
В одном из них настоятельно требуют от властей немедленного восстановления строения. В другом порадовались случившемуся (наконец-то развалился новодел и появился повод воссоздать башню в первоначальном виде). В третьем считают, что столице Удмуртии сначала надо решить более актуальные проблемы, а уж потом заниматься реконструкцией заводского корпуса. Есть и иные мнения.
Дело в том, что башня является одним из символов столицы Удмуртии и памятником федерального значения. Но с 90-х годов прошлого века, когда на промышленных предприятиях сворачивались производства, она стала по сути беспризорницей. Заброшенное строение облюбовали подростки и бомжи. Уже не раз воровали и колокола башни...
Однако денег на ее реставрацию, которую оценивают в несколько миллиардов рублей, в бюджетах нет, а крупный инвестор пока не нашелся. Что думают ижевчане о ситуации, сложившейся вокруг памятника, и что предлагают предпринять, узнала корреспондент "РГ".
- Каждый из нас уже пропустил случившееся через себя, - говорит Нина Девятова, председатель Удмуртского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. - На заседании президиума нашего общества все единогласно высказались за то, что уже хватит просить, нужно требовать от власти принятия экстренных мер по сохранению объектов культурного наследия. У нас ведь не один такой памятник в городе, который требует срочных мероприятий по консервации и дальнейшей реставрации.
Она также добавила, что сейчас их организация потребует от правительства Удмуртии разработки дорожной карты по сохранению памятника и будет следить за выполнением всех пунктов. По мнению Девятовой, нужно продолжать вести переговоры и с федеральными властями, чтобы хотя бы частями получить деньги на реставрацию, а пока создать специальный фонд и суммы, собранные им, направить на консервацию здания.
В свою очередь, председатель гордумы Ижевска Олег Гарин предложил привязать реставрацию башни к событию федерального уровня, например к празднованию в 2019 году 100-летия со дня рождения конструктора Михаила Калашникова.
- Чем громче памятник будет "звучать", тем больше у нас появится возможностей реализовать проект. Безусловно, нам нужно определиться с человеком, который должен идти во главе, потому что от того, кто будет представлять наши интересы, зависит, сможем ли мы добиться нужного результата, - прокомментировал Гарин.
Впрочем, многие горожане со скепсисом восприняли его заявление, как и требование общественников. Трезвые головы полагают, что добиться финансирования в ближайшее время будет нелегко, поэтому в первую очередь здание необходимо просто обеспечить надежной охраной: на все входы и окна поставить замки и решетки, иначе, пока город ждет денег, здание растащат по частям. Также люди считают, что над башней нужно построить временную крышу, чтобы с наступлением осени и зимы в корпус не попадала вода. В противном случае стены здания тоже окажутся под угрозой разрушения.
- Музей Ижевска может стать местом хранения каких-то предметов корпуса и даже организации выставки, которая служила бы местом привлечения внимания. Нам сейчас очень важно рассмотреть любые грандиозные идеи, проекты на тему "что может быть в этом здании", - считает замдиректора выставочного центра "Галерея" Марина Рупасова.
Сама она предположила, что в будущем главный корпус оружейного завода способен стать площадкой Эрмитажа. По ее словам, таким образом удалось спасти памятник регионального значения в Выборге.
А вот художник Энвиль Касимов заявил, что башню "Ижмаша" нужно внести в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.
- На это потребуется год-полтора, но тогда мы можем рассчитывать не только на региональные, федеральные средства, но и на международные, - говорит он.
Нашлись среди горожан и те, кто оказался рад происшествию. Среди них - историк Евгений Шумилов. По его словам, упавший шпиль и сгоревшая колонна уже были не оригинальны: их сконструировали в 1967 году, и сделали это "халтурно".
- Надо воссоздавать настоящую копию, подлинных пропорций. Появилась возможность все это восстановить. Я за чистоту архитектурного стиля, за аутентичность, но возникают сложнейшие вопросы: башня несколько раз горела, ее за царское время не однажды восстанавливали, и каждый раз делали это по-своему. По образцу какого периода восстанавливать? Там столько архитектурных нюансов, в которых никто не разбирался! Поэтому все эти трепыхания по поводу скорейшей реставрации корпуса преждевременны. Это многолетняя научная работа, - сказал Шумилов.
Двоякие чувства по этому поводу возникли и у чиновников, многие из которых посчитали: в приоритете сейчас совсем другие вопросы.
- Как ижевчанин я очень расстроен произошедшим: смотрю на башню и с горечью осознаю: это не то, что я привык видеть за много лет жизни в городе. Но с точки зрения чиновника, который занимается подготовкой к новому учебному году школ и детских садов, их состояние для меня важнее. Сейчас мы должны ремонтировать их. Таковы реалии, - высказал свое мнение замглавы администрации Ижевска по социальной политике Дмитрий Чистяков.
Глава Удмуртии по этому поводу придерживается аналогичного мнения.
- Памятник, несомненно, является ключевым в истории Ижевска, однако нескольких миллиардов рублей на реконструкцию в бюджете нет. Надеюсь, усилия экономического блока команды дадут результаты уже в 2020 году, и мы сможем три-четыре миллиарда через долгосрочную кредитную программу привлечь, но пока это мечты. Цинично скажу - пока восстановление башни не является приоритетом для бюджета Удмуртии, потому что это невыполнимо, - подытожил Бречалов.
Справка "РГ"
Главный корпус оружейного завода - центральное здание комплекса Ижевского оружейного завода XIX века постройки. Указом президента РФ от 20 февраля 1995 года N 176 здание главного корпуса оружейного завода признано памятником градостроительства и архитектуры федерального (общероссийского) значения. Весь ансамбль главного корпуса состоит из шести зданий общей площадью свыше 21 тысячи квадратных метров. Относится к заводским зданиям редкого адмиралтейского типа, которых в России всего четыре: кроме ижевского еще корпус Воткинского завода, Адмиралтейство и Ижорский завод в Петербурге. Разработчик проекта - Семен Дудин, ученик Андреяна Захарова, создателя комплекса зданий Адмиралтейства.
Указ о строительстве Ижевского оружейного завода дан Александром I 6 февраля 1807 года, 10 июня того же года в Ижевске была основана оружейная контора (эта дата считается днем рождения Ижевского оружейного завода). Немного позже приняли решение наладить производство оружия, построив новый завод, объединенный с уже существующим железоделательным заводом, потенциально главным поставщиком сырья. Решили построить четырехэтажное здание, которое к 1815 году возвели. Затем строился трехэтажный восточный флигель с переходом в главный корпус, окончательная отделка внутренних помещений и установка оборудования продолжались до 1820 года. Ижевский оружейный завод стал первым в России многоэтажным производственным зданием.