На Западно-Сибирской магистрали увеличили объемы перевозок

Роль железной дороги для сибирских регионов трудно переоценить. От того, как стабильно работает магистраль, напрямую зависят социально-экономическое развитие территорий и реализация масштабных инвестиционных проектов. В то же время сибиряков интересует, сохранится ли маршрутная сеть, останутся ли традиционные билетные кассы в случае повсеместного внедрения интернет-технологий. Об этом и многом другом рассказывает начальник Западно-Сибирской железной дороги (ЗСЖД) Александр Грицай.

Александр Валерьевич, в прошедшие выходные отмечался ваш профессиональный праздник - День железнодорожника. Это хороший повод поделиться планами, рассказать о крупных проектах. Давайте начнем с пассажирских перевозок.

Александр Грицай: На протяжении последнего десятка лет мы констатировали снижение пассажиропотока, и при этом сокращалось количество формируемых на дороге поездов. Обновление парка вагонов дальнего следования шло крайне медленно. Сегодня же говорим об увеличении количества поездов в 2019 году на четырнадцать пар.

Тенденция к росту пассажиропотока наметилась в последнее время, в том числе за счет внедрения новых сервисов, услуг, введения "дневных экспрессов" до Томска, ускоренных поездов из Новосибирска до Алтайского края, Кемеровской и Омской областей. За семь месяцев этого года Западно-Сибирской железной дорогой в поездах дальнего следования перевезено более трех миллионов человек. Это на 3,4 процента больше, чем за аналогичный период 2017 года.

Мы активно развиваем востребованные у сибиряков туристические направления, например, Горный Алтай. Уже в следующем году внедрим единый билет на разные виды транспорта: добравшись поездом до Бийска, пассажир сможет пересесть на автобус до курортной зоны без покупки дополнительного билета. Не нужно будет бегать по вокзалам, искать попутки. В Кузбассе совместно с администрацией Кемеровской области будет реализован пилотный проект, который позволит увязать пригородный электропоезд с автомобильным транспортом для перевозки туристов из Новокузнецка на горнолыжный курорт Шерегеш.

На долю ЗСЖД приходится почти четверть сетевой погрузки. Ожидается, что объемы грузоперевозок будут еще расти. Готова ли наша дорога к таким объемам?

Александр Грицай: Вы правильно заметили, в последние годы мы наблюдаем все возрастающие объемы погрузки. По сравнению с 2012 годом, в 2017-м рост объемов грузоперевозок составил 15 процентов. В абсолютных цифрах объемы погрузки за пять лет возросли на 40 миллионов тонн - с 267,4 миллиона в 2012 году до 307 миллионов тонн грузов в прошлом. В нынешнем году планируем выйти на цифру в 317,5 миллиона тонн - это превысит рекордный уровень погрузки 1988 года.

Долгосрочной программой развития предусматривается, что к 2025 году наша дорога будет грузить уже 430 миллионов тонн - таковы прогнозы наших клиентов-грузоотправителей. Продукция угледобывающих предприятий Кузбасса пока довольно слабо представлена в Азиатско-Тихоокеанском регионе, что позволяет рассчитывать на хорошие перспективы роста.

Такая динамика заставляет нас серьезно задуматься над увеличением пропускной способности железнодорожной инфраструктуры. За последние пять лет крупными видами ремонта на полигоне дороги охвачено 2 461 километра пути, или 43 процента от общей эксплуатационной длины. Реконструируем устройства электроснабжения, пристальное внимание уделяем комплекс-ному развитию крупных узлов - Инской, Алтайской, Входной, на очереди станции Омского региона - Иртышское и Московка.

Менее чем через месяц будет официально завершен один из самых значимых и капиталоемких проектов за всю новейшую историю магистрали. Мы введем в эксплуатацию полуторакилометровый тоннель на 106-107 километре участка "Артышта - Томусинская". Реконструкция длилась несколько лет, на строительство направлено более восьми миллиардов рублей. Запуск объекта позволит значительно улучшить надежность и пропускную способность грузопотока с юга Кузбасса.

В рамках обновления тягового подвижного состава на дорогу за последние годы поступила 531 единица новой техники. Благодаря этому, к примеру, электровозов устаревшей серии ВЛ-10 на магистрали практически не осталось.

Всего в период 2013-2017 годов в развитие Западно-Сибирской железной дороги инвестировано более 120 миллиардов рублей. В этом году наша инвестиционная программа превышает 16 миллиардов рублей. Средства направляются на развитие инфраструктуры, обеспечение безопасности, повышение транс-портной доступности, обновление подвижного состава.

Что делается для того, чтобы людям было удобно путешествовать по железной дороге?

Александр Грицай: Вопрос обновления парка пассажирских вагонов и электропоездов - один из самых актуальных. Подвижной состав дальнего сообщения начал обновляться активно лишь с 2016-го. В 2018-м мы получили 36 новых вагонов и ожидаем еще 18 - до конца года. Этот тренд продолжится и в следующем году. Генеральный директор - председатель правления ОАО "РЖД" Олег Белозеров дал поручение, согласно которому подвижной состав в пассажирском движении в Сибири и на Дальнем Востоке будет обновляться ускоренными темпами.

Для пригородных пассажирских перевозок последний раз новые составы приобретались лишь в 2016 году. В этом направлении мы ведем работу с региональными властями как с заказчиками перевозок. Есть договоренность с Алтайским краем по приобретению в этом году четырех пассажирских вагонов для компании "Алтай-пригород". В следующем году ожидаем получения двух составов электропоездов (по одному от ОАО "РЖД" и Новосибирской области) для компании АО "Экспресс-пригород".

И, конечно, мы постоянно работаем над созданием комфортной среды для пассажиров, которая отнюдь не ограничивается вагонами. Под этим понимаем всю цепочку - от приоб-ретения билета до момента прибытия поезда на конечную станцию.

Сегодня более 40 процентов всех железнодорожных билетов в дальнем сообщении реализуется через Интернет. Во всех четырех наших пригородных компаниях внедрено мобильное приложение для покупки билетов на электропоезда. Процент электронных билетов в пригородном сообщении пока небольшой, но мы видим интенсивную динамику его роста. На крупных вокзалах внедряется электронная очередь. В общем, цифровизация идет по всем направлениям. Конечно, есть категория пассажиров, которой проще, привычнее купить билет в кассе. Поэтому закрывать их мы не планируем.

Ежегодно мы приводим к требованиям правил технического содержания минимум 30 посадочных платформ, расположенных на малых станциях и остановочных пунктах. На сегодня около 80 процентов платформ на дороге обновлено, в ближайшие три-четыре года мы доведем этот процент до 100.

Что касается обновления вокзального комплекса, то в прошлом году мы реконструировали вокзал в Черепаново, а в этом будет отремонтирован вокзал на станции Усть-Тальменская. Начали ремонт вокзалов Татарская, Чаны. В ближайшее время приступим к строительству нового вокзала на станции Бердск. В последние годы много делается для повышения доступности перевозок для маломобильных граждан, и перечисленные вокзалы также будут отвечать  данным требованиям.

На магистрали стало доброй традицией выбирать столицу празднования Дня железнодорожника. На какой станции в этом году прошли основные мероприятия?

Александр Грицай: Да, есть такая традиция, она зародилась тринадцать лет назад в Кузбассе. Магистраль заранее выбирает одну станцию, которая становится центром празднования. При этом совместно с региональными властями заблаговременно проводится ее комплексная реконструкция. Мы обновляем всю пассажирскую и железнодорожную инфраструктуру станции и узла, а местные администрации приводят в порядок прилегающую к вокзалу территорию, обновляют дороги, фасады зданий. Благодаря этому на много лет вперед создаются комфортные условия для пассажиров, клиентов, железнодорожников, возрастают пропускные способности участка.

В этом году эстафету приняла станция Заринская Алтайского края. На ее обновление мы направили более 570 миллионов рублей. Через год общедорожным центром празднования Дня железнодорожника решено сделать станцию Иртышское, и работы по ее реконструкции уже начались.

Ключевой вопрос

Скоростные электропоезда - миф или реальность для сибиряков?

Александр Грицай: Вопрос организации скоростного движения на полигоне железной дороги рассматривается с 2014 года. Разработаны технико-экономические обоснования движения поездов из Новосибирска до Барнаула, Томска, Кемерова, Новокузнецка, Омска. Безусловно, было бы здорово связать эти крупные города Сибири скоростными поездами, чтобы пассажиры смогли добраться до Новосибирска за два-три часа. Но для реализации этого проекта необходима реконструкция железнодорожной инфраструктуры и приобретение скоростных поездов типа "Ласточка", а это крайне масштабные финансовые затраты. Будет ли соответствующий пассажиропоток между названными городами - вот в чем вопрос, ведь он у нас гораздо меньше, чем в европейской части страны. Наиболее перспективным выглядит организация скоростного сообщения на маршруте "Новосибирск - Барнаул", предусмотренная долгосрочной программой развития ОАО "РЖД".

То же самое - финансирование и инфраструктура - требуются для запуска городских электричек. В Новосибирской области проект рассматриваем совместно с региональным правительством в рамках развития агломерации. Думаю, к концу года будут конкретные решения.

Цифра

3,4 процента составил рост пассажиропотока на ЗСЖД в поездах дальнего следования по итогам семи месяцев текущего года к аналогичному периоду 2017-го.

Кстати

Начиная с 1 августа текущего года для удобства пассажиров на всех вокзалах сети железных дорог время прибытия и отправления пассажирских поездов отображается по местному времени, а не по московскому, как ранее. В мае аналогичные изменения были внесены в порядок оформления проездных документов на поезда холдинга "РЖД", отправляющиеся с 1 августа текущего года.