10.08.2018 18:00
    Поделиться

    "Купание красного коня" привезли из Третьяковки в Екатеринбург

    Москва - Екатеринбург - Ватикан. Таков маршрут путешествия одной из самых знаменитых картин Петрова-Водкина
    В Екатеринбургском музее изобразительных искусств открылась выставка "Владелица Красного коня. Дар Казимиры Басевич музеям России" (до 30 сентября), которая представляет Казимиру Константиновну Басевич, обладательницу одной из легендарных ленинградских коллекций. Именно она подарила Третьяковской галерее в 1961 году "Купание красного коня" (1912) Кузьмы Петрова-Водкина, одну из ключевых картин нового русского искусства ХХ века, без которой сегодня невозможно представить экспозицию модернистского искусства в залах Новой Третьяковки.

    Бурные воды века. "Купание красного коня"

    В 2005 году шедевр Петрова-Водкина был показан на легендарной выставке "Россия!" в нью-йоркском Музее Соломона Р.Гуггенхайма, которую открывал Владимир Путин. А в ноябре нынешнего года полотно "Купание красного коня" будет участвовать на выставке в Музеях Ватикана. Этот проект Третьяковской галереи - ответный шаг на беспрецедентно щедрый показ шедевров Пинакотеки Ватикана на выставке "Roma Aeterna" в 2016-2017 годах. Но прежде - картина, которая очень редко покидает стены Третьяковской галереи, отправилась в Екатеринбург.

    Написанная в 1912 и показанная тогда же на выставке "Мира искусства, картина Петрова-Водкина "Купание красного коня" почти сразу была прочитана не только в контексте символизма и смелых работ Матисса, что хранились в московской коллекции Щукина, но и в контексте революций начала ХХ века.

    В 1914 году художник участвовал с этой работой в "Балтийской выставке" в Швеции в Мальме, где шведский король отметил художника, вручив ему медаль и грамоту. Но тут как раз началась Первая мировая, когда сразу стало не до общеевропейских выставок, потом - революция (прообраз которой многие зрители постфактум обнаруживали как раз в "Купании красного коня"), потом Гражданская война… Короче, у картины не было бы шансов вернуться на родину, если бы не настойчивость вдовы Петрова-Водкина - Марии Федоровны, которая добилась, чтобы уже после Второй мировой войны, в 1950 году, картины художника вернулись из Швеции в Россию.

    У Марии Федоровны и купила эти работы Казимира Константиновна Басевич. Через несколько лет, 1961, она подарила несколько произведений из своей коллекции Третьяковской галерее. Среди них было и легендарное полотно Петрова-Водкина.

    Наследницы

    Спрашивается, при чем тут Екатеринбург? Почему именно Екатеринбургский музей изобразительных искусств сделал выставку, посвященную памяти ленинградского коллекционера? Почему именно сюда привезли "Купание красного коня" и на открытие выставки приехала целая команда музейщиков из Третьяковской галереи во главе с директором Зельфирой Трегуловой?

    И тут надо вспомнить имя еще одной замечательной женщины, которой не стало в феврале 2018 года, - Ренэ Михайловны Лотаревой. Она была человеком в Екатеринбурге известным как архитектор, автор книг о городах-заводах Урала, профессор Уральского архитектурно-художественного университета, заслуженный работник высшей школы РФ. Волею судеб она оказалась наследницей Казимиры Константиновны Басевич, поскольку ее мама, Галина Иннокентьевна Лотарева, была племянницей Казимиры Константиновны. Галина Иннокентьевна еще в 1973 году, выполняя последнюю волю Басевич, подарила Третьяковской галерее еще семь произведений, в их числе такие графические шедевры, как "Маркиза с обезьянкой" Константина Сомова, "Портрет девушки" Михаила Врубеля, еще несколько первоклассных полотен и графических листов. Басевич не хотела расставаться с ними при жизни, но завещала музею.

    А в 2017 (!) эта история получила продолжение. Предоставим слово ученому секретарю Третьяковской галереи Т.А. Юдкевич:

    "Весной 2017 года в Галерею позвонила пожилая женщина, представилась: "Ренэ Михайловна Лотареёва, дочь Галины Иннокентьевны Лотаревой, внучатая племянница Казимиры Константиновны Басевич". Она сказала, что хочет довести до конца поручение своей родственницы и передать нам еще 17 работ. Случается, что между пожеланием передать что-то в музей и моментом, когда дар наконец попадает в собрание, проходит немало времени. Здесь все произошло очень быстро. Ренэ Михайловна буквально торопила нас, и когда, совершив все многочисленные необходимые формальности, организовав транспортировку вещей в Москву, мы приняли их на хранение, она сказала, что теперь спокойна. Что главным для нее было выполнить то, чего хотела Казимира Константиновна. В собрание Галереи попали прекрасные произведения С.В. Бакаловича, А.А. Рылова, С.Ю. Жуковского, М.В. Якунчиковой, К.А. Коровина, З.Е. Серебряковой...

    …Этот случай стал для нас редким сегодня примером абсолютного бескорыстия, понимания морального долга перед близкими людьми. Мы всегда с благодарностью будем помнить о Ренэ Михайловне Лотаревой - последней в уникальной династии дарителей Басевич-Лотаревых".

    Иначе говоря, в Третьяковской галерее из коллекции Казимиры Константиновны Басевич благодаря фактически трем дарам в 1961, 1973 и 2017 появилось почти 30 первоклассных живописных и графических работ. Их передали женщины, прекрасно понимающие стоимость и ценность работ, жившие в старенькой двухкомнатной квартире, совсем не миллионеры. Не сделавшие ни одной попытки превратить дар в публичное шоу. Верность слову, скромность и нестяжательство - какие-то почти немыслимые сегодня добродетели, очень много говорят не только о них, но и традициях этой семьи.

    Экзамен для директора

    Но дары Третьяковской галерее фактически только часть истории. Кроме Третьяковской галереи, Казимира Константиновна подарила и завещала работы из коллекции еще двум (!) музеям - Екатеринбургскому музею изобразительных искусств и Иркутскому областному художественному музею им. Владимира Сукачева. Поэтому выставка "Владелица Красного коня….", открывающаяся в Екатеринбурге, - интереснейший межмузейный проект, объединивший усилия музейщиков Москвы, Екатеринбурга, Иркутска. В экспозиции - раритеты из трех музейных собраний: около 70 живописных и графических работ, четыре скульптуры, произведения декоративно прикладного искусства и мебели.

    У картины не было шансов вернуться на родину, если бы не настойчивость вдовы Петрова-Водкина

    К сожалению, очень мало информации можно найти о Казимире Константиновне. Известно, что она закончила Иркутский университет. Потом уехала в Ленинград, где вышла замуж и где ее интерес к искусству получил развитие. На сайте, посвященном собранию Иркутского художественного музея, можно обнаружить колоритный рассказ о том, как Алексей Дементьевич Фатьянов, во времена "директорства" которого музей превратился в "сибирскую Третьяковку", встречался с Басевич. В то время она уже была в преклонных летах. Но история о том, как она устроила директору Иркутского художественного музея настоящий экзамен, дает представление и о характере, и о умении оценивать людей, и о любви к искусству.

    Списавшись с ней и приехав в Ленинград из Иркутска, Фатьянов договорился о встрече с Басевич. Вот его рассказ о том, как он смог получить три работы из ее коллекции.

    "Дверь открыла благообразная старушка и сказала просто: "Проходите, товарищ Фатьянов". И тут же поставила чайник.

    А за столом хозяйка устроила мне настоящий экзамен. Она поставила лукавое условие: если я отгадаю названия работ, просматриваемых на стенах соседней комнаты, то она их подарит музею. При этом добавила, что подарит не все, что там есть, а только две вещи.

    В той комнате, где мы разместились, висело до десяти картин, и многие я узнал по манере письма - работы Александра Бенуа, Евгения Лансере, Александра Яковлева. Но владелица сказала, что эти вещи она не собирается нам дарить. Я привстал и хотел подойти поближе, но был остановлен: "Вы должны отсюда, не сходя с места, сказать, чья это работа".

    Что было делать? Я стал внимательно рассматривать картины на расстоянии. Очень мне поправилась лошадка на берегу моря, написанная в свежих перламутрово-серых тонах. Я сказал, что это, вероятно, работа А. Рылова. Она подтвердила мою догадку. Второй пейзаж, выполненный темперой, я тоже узнал. Эта вещь принадлежит кисти Зинаиды Серебряковой, произведение характерно для нее - огромное вспаханное поле, пластами уходящее вдаль, выполненное в рыжеватых тонах. Ранее я неоднократно видел такие пейзажи родного ей села "Нескучное". В отношении третьего полотна, небольшой жанровой картины, изображающей фигурки за стиркой белья, я не совсем уверенно предположил, что это работа Сергея Колесникова. Действительно, это оказалось полотно С.Ф. Колесникова "Стирка белья" (1915).

    В комнате, где мы сидели и пили чай, Казимира Константиновпа указала мне еще на один этюд, сказав: "Угадайте, кто?" Я долго размышлял и затем попросил разрешения подойти поближе. Она разрешила. Но и тогда определить авторство этого этюда я не смог. Басевич сказала, что эта работа вывезена из Сибири и принадлежит кисти иркутского живописца Николая Андреевича Андреева…

    Итак, условия были выполнены, и я стал упаковывать работы Серебряковой, Колесникова и этюд Андреева "Река Ушаковка вблизи Иркутска". Он стал дополнением к той небольшой коллекции этого художника, которая хранилась в музее".

    P.S.

    Иркутский "след" в истории собрания Казимиры Константиновны Басевич позволяет предположить, что она происходила из семьи поляков, сосланных в Сибирь за участие в восстании 1830-1831. Песня "Варшавянка", кстати, была написана во Франции во время этого восстания, откликом на него стали не только стихи Пушкина и Тютчева, но и речь Веры Засулич 50 лет спустя после его подавления, а о судьбе ссыльных поляков ведет речь Лев Толстой в рассказе "За что?". Этот рассказ, кстати, лег в основу одноименного фильма Ежи Кавалеровича. Роль польской интеллигенции в освоении Сибири и до сих пор недооценена.

    В любом случае хотелось бы, чтобы выставка, посвященная собранию Казимиры Константиновны Басевич и ее дару музеям, увидели не только в Екатеринбурге, но и в Москве, в Третьяковской галерее.

    Прямая речь

    Зельфира Трегулова, генеральный директор Государственной Третьяковской галереи:

    "Мы понимали, что на выставке в Екатеринбурге обязательно должно быть показано "Купание красного коня" - одно из самых знаковых полотен ХХ века в экспозиции Третьяковской галереи на Крымском Валу. Произведение уже стояло в планах на выдачу в 2018 году в Русский музей и музеи Ватикана. Обычно картины не могут путешествовать с одной выставки на другую, потом на третью. Тем не менее, осознавая важность проекта, мы приняли решение пойти на компромисс и привезти работу в Екатеринбург".

    Справка

    Казимира Константиновна Басевич (1898-1973), урожденная Романовская, начала собирать произведения искусства с 1945 года. Основу коллекции составили работы русских мастеров рубежа XIX-XX веков: А.Н. Бенуа, Л.С. Бакста, К.А. Коровина, Н.К. Рериха, М.В. Добужинского, М.А. Врубеля, К.А. Сомова, З.Е. Серебряковой, М.В. Якунчиковой, В.Э. Борисова-Мусатова, Б.М. Кустодиева, С.Ю. Жуковского, К.С. Петрова-Водкина, Павла Кузнецова, Елены Бебутовой, Мартироса Сарьяна и других.

    Картину "Купание красного коня" Басевич купила в 1953 году у вдовы Петрова-Водкина вместе с "Портрет М.Ф. Петровой-Водкиной" (1913) и пейзажем "На Дону" (1912).

    *Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"

    Поделиться