В тройку лидеров вошли Чикаго, Нью-Йорк и Париж. Эксперты анализировали динамику градостроительного развития, а также что города могут предложить своим жителям, насколько услуги в городе достаточны, близки и финансово доступны.
Четвертое место Москва заняла и с точки зрения экологических показателей. Здесь лидерами стали Нью-Йорк, Берлин и Лондон. Пока, правда, фактор экологии не очень значим для самих горожан - не только для москвичей, но и для жителей других российских городов. Опрос НАФИ показал, что экология района, в котором находится жилой дом, оказалась наименее важным фактором при покупке жилья. На это обращают внимание всего 5 процентов потенциальных покупателей. Главным фактором для 74 процентов россиян остается цена. На втором месте - расположение жилья, на третьем - социальная инфраструктура.
Вот как раз по последнему параметру Москве удалось опередить своих "соседей" по рейтингу PwC. Столица заняла первое место по уровню комфортности социальной инфраструктуры. Более 60 процентов москвичей оценивают качество социальных услуг у дома как высокое.
По комфортности досуговой инфраструктуры российская столица вошла в тройку лидеров вместе с Сан-Пауло и Мехико. Опрос показал, что москвичи хотят видеть рядом со своим домом больше объектов культуры. Сейчас большинство из них расположено в центре города.
А вот зато с доступностью магазинов у дома проблем нет. Москва лидирует по комфортности организации торговли, опережая, например, Барселону и Токио. Пространственная доступность объектов торговли в Москве одна из самых высоких: порядка 60 процентов населения проживают в шаговой доступности от магазинов, а ближайший торговый центр располагается на расстоянии не более 1,5 километра.
- В России все меньше покупателей хотят тратить время на поездки в региональные и суперрегиональные торговые центры, - рассказала ведущий консультант RealJet Светлана Малышкина. - Это, впрочем, не значит, что покупателя устроит теперь минимум, представленный на полках районных ТЦ. Клиенты хотят видеть ассортимент, максимально приближенный к моллам, но не далее километра от собственного дома. Модель покупательского поведения стремительно меняется: мало того что больше никто и ничего не покупает "впрок", но еще и не хочет тратить выходной день на поездки "за МКАД" в крупные торговые центры.
Строить "районники" девелоперам, впрочем, интересно не только из-за изменения покупательской модели, но и потому, что с началом кризиса и дефицитом подходящих земельных участков "гигантомания" в принципе ушла в историю. Бизнес-модели "малых форм" в текущей ситуации более понятны и банкам, которые охотно кредитуют такие проекты, отметила Малышкина. Однако качественных "районников" катастрофически не хватает даже в Москве и Санкт-Петербурге, в регионах же они почти всегда - объекты из девяностых, более или менее удачно перестроенные из бывших НИИ, домов быта, фабрик, универсамов и даже детских садов.
По значению индекса пространственной динамики, характеризующего "рациональность" роста и расширения города, Москва занимает второе место, уступая лишь Сингапуру. То есть эффективность использования застроенной территории в столице повышается при относительно небольшом вовлечении в градостроительный оборот неосвоенных ранее участков.
Для жителей столицы все большее значение приобретают общественные пространства в городе, причем не только в его центре, но и в спальных районах. Опрос ВЦИОМ, например, показал, что москвичи сегодня значительно чаще гуляют и отдыхают в своих районах (42 процента - почти ежедневно, 33 процента - от одного до нескольких раз в неделю), нежели в центре города (4 и 16 процентов соответственно). При этом около трети жителей говорят о недостаточном количестве улиц, набережных, аллей, привлекательных для прогулок, мест для занятий спортом на открытом воздухе в своих районах. В центре города общественных пространств с каждым годом становится все больше. Заметным событием стало открытие парка "Зарядье", который уже успел полюбиться москвичам.
- Москва как один из крупнейших мегаполисов мира развивается в соответствии с мировыми трендами, - полагает вице-президент, директор по развитию городской среды Фонда "Сколково" Елена Зеленцова. - А эти тренды таковы, что развитие городской среды и общественных пространств привлекает огромное внимание и рассматривается как один из ключевых факторов конкурентоспособности. Это связано не только с изменениями в структуре экономики и в структуре занятости, а прежде всего с изменениями ожиданий жителей от собственного города. Современные горожане - это чрезвычайно требовательные люди, они больше не хотят довольствоваться базовым набором услуг и сервисов. Им недостаточно базовых функций, они ждут от города "расширенный пакет услуг" - красота, комфорт, новые впечатления, образование и возможности для самореализации.
Москве, по словам Зеленцовой, удалось за последние годы достичь немалых успехов в развитии городской среды. Вместе с тем рост конкурентных преимуществ столицы не только укрепляет ее позиции на мировой арене, но и усиливает отток активного населения из других российских городов. И здесь недостаточно опираться на московские решения, уверена эксперт: нужно искать новые подходы к пространственному развитию в масштабах страны.
Тем не менее в своем развитии российские города все равно пока опираются главным образом на московский опыт. В прошлом году, например, по всей стране была запущена программа благоустройства "Комфортная городская среда". Общий объем ее финансирования составил 42,2 миллиарда рублей, из них 25,6 - из федерального бюджета.
Но этим государство не ограничивается: уникальную стратегию развития российских городов и сел подготовило минэкономразвития. Для каждого типа территорий предполагается представить индивидуальные меры поддержки. Для небольших городов, например, это улучшение среды и обновление общественного транспорта, а для сел - развитие торговли.
Малые города и сами разрабатывают концепции своего развития, в чем их поддерживает минстрой. Ведомство проводит Всероссийский конкурс малых городов и исторических поселений, победители которого получают субсидии из федерального бюджета в размере от 30 до 100 миллионов рублей, в зависимости от численности населения.
- Вероятно, выравнять городскую среду сразу во всех населенных пунктах не получится, - отметила Елена Зеленцова. -Придется опираться на "точки роста", на местные инициативы, внедрять в первую очередь решения, которые не требуют больших финансовых вложений. Но не менее важно поддерживать стремление людей обустраивать жизнь вокруг себя - в своем дворе, квартале, районе, поселении, в своем городе. Желание менять городскую среду - это желание менять свою жизнь к лучшему в масштабах страны.