Арбитры ВТО частично поддержали претензии российской стороны, но оставили в силе ключевое положение единого газового рынка ЕС - требование о разделении по собственности (разделение функций производства и поставки газа от транспортировки и распределения).
Обе стороны - Еврокомиссия и российские власти в лице минэкономразвития - выразили удовлетворение решением третейской группы, хотя нельзя сказать, что оно открыло новые горизонты для одних или других, говорит руководитель исследований Управления по ТЭК Аналитического центра при правительстве РФ Александр Курдин.
В целом модель европейского рынка газа, установленная "Третьим энергопакетом", устояла перед судом арбитров, хотя некоторые доводы ВТО представляются весьма натянутыми, отмечает Курдин. Например, это довод о принципиальных различиях между СПГ и трубопроводным газом, позволяющий дискриминировать поставщиков трубопроводного газа, в то время как на практике он конкурирует с СПГ. Тем не менее следует исходить из того, что европейская модель газового рынка продолжит развиваться по ранее заданной траектории. "В рамках этой модели "Газпрому" и другим российским поставщикам, продающим СПГ, приходится сталкиваться с жесткой конкурентной средой и непростыми перспективами окупаемости крупных инфраструктурных проектов", - говорит Курдин.
В то же время по некоторым позициям заключение ВТО оказалось положительным для России - относительно специфических ограничений для газопровода OPAL и, следовательно, "Северного потока", и необоснованно благоприятных условий для реализации проектов группы Трансъевропейских энергетических сетей (TEN E), а также некорректных особенностей сертификации партнеров в отдельных странах ЕС (Хорватия, Венгрия, Литва). "Речь идет именно о тех ситуациях, когда европейские регуляторы неуклюже распорядились собственными принципами рыночной модели, пытаясь использовать исключения в виде "подпорок" для решения текущих политико-экономических проблем", - поясняет Курдин.
Решение о фактическом снятии ограничений, наложенных на транспортировку по OPAL, уже было принято самой Еврокомиссией ранее, в октябре 2016 года. В этом случае ограничения противоречили интересам не только "Газпрома", но и европейских потребителей: они искусственно способствовали дефициту газа. ВТО лишь подтвердила их необоснованность. "Это дополнительно подкрепляет возможности "Газпрома" по полной загрузке OPAL, так что оспорить их противникам российской компании из Европы будет непросто, - говорит Курдин. - С другой стороны, это решение становится еще одним шагом в направлении универсализации подхода европейских регуляторов, так что надеяться на какие-либо специальные, исключительные режимы не придется и самому "Газпрому".
Решение о несоответствии нормам ВТО регулирования TEN E представляет больший вызов для ЕС. Приоритетные направления TEN E включали четыре газопроводных и четыре электроэнергетических коридора, которые должны расширить возможности замещения российского газа. "Нельзя сказать, что это решение ставит под сомнение реализацию конкретных проектов, но Еврокомиссии, вероятно, придется серьезно переработать нормы, чтобы и дальше оказывать поддержку избранным проектам, - отмечает Курдин. - Так что временные и финансовые затраты проектов по развитию внутренних газовых и электрических сетей ЕС несколько возрастут, а их конкурентоспособность относительно предложений "Газпрома" снизится". Не исключено, полагает эксперт, что поддержка проектам TEN E перейдет на уровень правоприменения, так что преференции они будут получать де-факто при формальном юридическом равноправии с другими проектами.