Во время существования СССР Каспий фактически был внутренним морем Советского Союза, ведь Ирану принадлежит лишь около 14 процентов побережья. Соответственно освоение региона велось на основе двусторонних договоров между Москвой и Тегераном. Однако после смены геополитических реалий количество прикаспийских государств выросло до пяти и возникла необходимость в регулировании статуса моря на основе многостороннего соглашения. Тем более что Каспий как замкнутый водоем не подпадает под действие норм международного морского права.
Таким документом и стала подписанная лидерами Конвенция. Работа над ее проектом была начата специальной группой на уровне заместителей глав МИД пяти прикаспийских государств в 1996 году. "Не секрет, что некоторые эксперты скептически оценивали перспективы переговорного процесса, сомневались, что мы сможем договориться", - напомнил глава Казахстана Нурсултан Назарбаев. "Однако в результате совместной работы нам удалось прийти к общему знаменателю и взаимопониманию. Мы с уверенностью можем сказать, что нам удалось превратить Каспий в море дружбы и взаимного доверия", - добавил он.
"Наш саммит действительно имеет неординарное, если не сказать - поистине эпохальное значение", - заявил президент России Владимир Путин. "Подготовленная в ходе длившихся более 20 лет переговоров Конвенция о правовом статусе Каспия закрепляет исключительное право и ответственность наших государств за судьбу Каспийского моря, устанавливает четкие правила его коллективного использования", - подчеркнул глава российского государства.
В основу проекта Конвенции положены принципы, закрепленные в совместном заявлении IV Каспийского саммита (прошел в сентябре 2014 года в Астрахани). В нем, в частности, было зафиксировано положение о том, что стороны получают права на добычу водных биоресурсов в пределах 25 морских миль прибрежного пространства: национальный суверенитет будет распространяться на 15 морских миль плюс 10 примыкающих к ним "рыболовных". В соответствии с Конвенцией основная площадь водной поверхности Каспия остается в общем пользовании сторон, а дно и недра делятся соседними государствами на участки по договоренности между ними на основе международного права. Судоходство, рыболовство, научные исследования и прокладка магистральных трубопроводов осуществляются по согласованным сторонами правилам. Причем в случае прокладки трубопровода по морскому дну согласие всех стран "пятерки" не требуется, детали согласовывают те государства, по чьим участкам проходит магистраль. В документе также отмечается, что при реализации масштабных морских проектов в обязательном порядке учитывается экологический фактор. Конвенция фиксирует и положение о недопущении присутствия на Каспии вооруженных сил внерегиональных держав, а также определяет пять прикаспийских государств ответственными за поддержание безопасности на море и управление его ресурсами.
"Принципиально важно, что Конвенция закрепляет за пятью государствами исключительные и суверенные права на Каспийское море, ответственное освоение и использование его недр и других ресурсов, надежно гарантирует решение всех актуальных вопросов на принципах консенсуса и взаимного учета интересов, обеспечивает по-настоящему мирный статус Каспийского моря", - подчеркнул Путин. По его мнению, подписание этого документа может служить хорошим примером успешной работы разных стран в сложных внешнеполитических условиях.
Иранский лидер Хасан Роухани считает, что работа по определению правового статуса Каспия должна быть продолжена, поскольку в документе, по его словам, "не урегулирован важный вопрос - разграничение дна".
В настоящее время действует два документа в этой сфере. В 2003 году Россия, Казахстан и Азербайджан подписали соглашение о точке стыка линии разграничения сопредельных участков морского дна. В 2014 году аналогичное соглашение заключили Казахстан и Туркмения. Южная часть каспийского шельфа остается предметом споров между Ираном, Азербайджаном и Туркменией. Роухани надеется, что вопрос о разграничении дна "будет урегулирован дополнительно в ходе договоренностей между соответствующими сторонами".
По мнению Ильхама Алиева, подписание Конвенции - шаг в этом направлении. "Определение правового статуса Каспийского моря будет способствовать завершению разделения между сторонами его дна и поверхности в соответствии с принципами и нормами международного права", - полагает азербайджанский лидер.
С несколькими инициативами о направлениях дальнейшего сотрудничества в регионе выступил Владимир Путин. Он предложил разработать совместный документ "по взаимодействию в пресечении наркотрафика на Каспии", а также заняться развитием туристического потенциала региона, который, по его данным, оценивается в один миллион отдыхающих в год.
Помимо Конвенции, стороны заключили три пятисторонних межправительственных соглашения: о сотрудничестве в торгово-экономической сфере; в области транспорта; о предотвращении инцидентов на Каспии. Также подписано три протокола к Соглашению о сотрудничестве в сфере безопасности на Каспийском море от 2010 года. Они касаются борьбы с терроризмом, с организованной преступностью и взаимодействия пограничных ведомств. Традиционно большое внимание стороны уделили сохранению биоразнообразия Каспия, где сосредоточено 90 процентов мировых запасов осетровых видов рыб. В последние годы объявляется нулевая квота на промышленный лов осетровых видов рыб в Каспии с целью восстановления их популяции. Лидеры "каспийской пятерки" после подписания Конвенции приняли участие в церемонии фотографирования и совершили прогулку по набережной Актау. А после прогулки они выпустили мальков осетра в Каспийское море.