После выступления японцев российская сторона показала свой вариант стрельбы из лука на скаку, а также джигитовку. В перерыве между воинственными шоу устроили парад мини-лошадей.
Как заявил, открывая мероприятие, посол Японии в РФ Тоёхиса Кодзуки, это первый раз, когда ябусамэ проводится в России. "Девиз Перекрестного года наших стран - "Есть Япония, которую вы не знаете, и есть Россия, которую вы не знаете". Нынешний праздник - один из способов познакомить россиян с традиционным японским искусством - стрельбой из лука с лошади", отметил дипломат.
Как известно, японцы подходят к любому делу тщательно, проработав все детали. Ябусамэ на Московском ипподроме не стало исключением. Сюда специально прилетел Киёнару Огасавара - 31-й наследник древнего рода Огасавара, возглавляющего с 1187 года одну из главных школ ябусамэ.
Прибыл и синтоистский священник из храма Цуругаока-Хатиманго, основного синтоистского святилища Камакуры - столицы Японии в средние века, где и зародилось ябусамэ.
На сцене посреди ипподрома за пять минут возвели импровизированное синтоистское святилище, закрыв белой тканью задник с логотипами организаторов шоу. Минут двадцать шла служба, в ходе которой священник призывал духов Синто - одной из главных религий в Японии - поспособствовать лучникам и направить их стрелы в мишень.
"Мы стремимся познакомить россиян с малоизвестным за рубежом традиционным японским воинским искусством, - рассказал "РГ" министр информации посольства Японии в РФ Тосио Ямамото. - Сегодня достаточно легко узнать про анимэ, манга и многие другие современные культурные явления Японии, однако многие древние традиции остаются в тени". По словам Ямамото, подготовка к проведению шоу ябусамэ в Москве началась примерно год назад.
"Мы связались с Федерацией конного спорта России, и там нам предложили устроить совместное мероприятие. Также они договорились с Московским ипподромом о проведении ябусамэ, - сказал Ямамото-сан. - Посол Японии в России Кодзуки-сан провел переговоры с Министерством спорта РФ, благодаря чему статус мероприятия вырос до государственного. Кроме того, мы попросили правительство Москвы оказать информационное содействие, на что там любезно согласились, и даже мэр Москвы Сергей Собянин написал об этом в своем Twitter. И, как видите, трибуны ипподрома оказались полны зрителей".
Российская сторона взяла на себя обеспечение места проведения ябусаме и других шоу, а японская сторона оплатила дорогу и проживание довольно многочисленной команды сопровождения лучников, плюс доставила уникальное снаряжение, часть из которого, например специальные седла, сделана более 150 лет назад.
Однако лошадей из Японии привезти не удалось - дорога для них оказалась бы слишком тяжела, поэтому японские лучники выступали на лошадях русской донской породы. Причем для шоу специально отбирали животных, чтобы они согласились ходить под непривычным седлом и не пугались специфических возгласов (они кричат "Ин-ё", что означает "тьма и свет" - прим. "РГ"), которыми лучники сопровождают каждую стрелу.
Несмотря на субботний день середины августа, когда очень многие в отпусках, очередь посетителей выстроилась на несколько сот метров перед входом на ипподром. Лучники не обманули ожиданий.
После окончания синтоистского молебна началась сама демонстрация. На полном скаку японцы стреляли в мишени - фанерные квадраты размером 45Х45 и 55Х55 сантиметров. Расстояние между мишенями лошадь пробегает за 3-5 секунд, в этот промежуток всаднику надо успеть достать длинную тяжелую стрелу, вложить ее в тетиву, прицелиться и рассчитать траекторию полета.
В случае попадания фанерная мишень разлетается на осколки, которые считаются ценными реликвиями, так как искусство ябусамэ посвящено богам и проходит под их покровительством. Поэтому японцы собрали все обломки после окончания мероприятия, и увезут их с собой на родину.
Хотя мишени выставлены примерно на расстоянии пяти метров от всадника, казалось бы, недалеко, процент попаданий оказался не сильно большим - 50. Впрочем, и это хороший результат - стопроцентное поражение целей в ябусамэ считается редкой удачей.
Лук и стрелы использовались в Японии с доисторических времен, а уже в 10 веке н.э. распространились верховые поединки самураев, в ходе которых надо было поразить противника минимум тремя стрелами. Вообще же верховая езда и стрельба из лука входили в обязательные навыки дворян. В период сегуната Камакура (1192-1334 годы) они обязаны были регулярно тренироваться, нерадивых ждало серьезное наказание вплоть до сэппуку, которое у нас неправильно называют "харакири".
Из этих традиций в начале правления Камакурского сегуната появился ритуал "ябусамэ" (что-то вроде "исходящая с лошади стрела" - прим. "РГ"), который рассматривался, как способ развлечь бесчисленных синтоистских богов, а потому его должно было обставлять соответствующим образом с соблюдением разнообразных традиций.
Существует множество направлений этого искусства, но одним из главных считается школа Огасавара, созданная Нагакиё Огасаварой - учителем стрельбы из лука, основателя Камакурского сегуната Минамото но Ёритомо. С тех пор на протяжении нескольких столетий, вплоть до реставрации Мэйдзи во второй половине XIX века, представители рода Огасавара учили сегунов обращаться с луком и стрелами.
После того, как сегунат прекратил свое существование, род Огасавара не стал зарабатывать на жизнь обучением этому искусству. Его представители предпочли добывать деньги госслужбой и коммерцией, продолжая учить ябусамэ бесплатно.
Сегодня Киёнару Огасавара и его наследник Киёмото проводят ябусамэ по всей Японии более пятидесяти раз в год. Секреты мастерства передаются в роду по мужской линии.
Для ябусамэ необходима специальная амуниция. Так, лук длиной более двух метров делается из сочетания бамбука и дерева в оплетке из шелка. Стрелы - из бамбука, с четверным оперением, которое работает как стабилизатор. Наконечники у стрел бывают тупые, для более мощного звука при попадании в цель, и острые V-образные, они издают в полете специфический звук. Традиционный колчан шьется из вывернутой наизнанку шкуры медведя.
Седла для лучников перестали делать одновременно с реставрацией Мэйдзи, поэтому сегодня седел моложе 150 лет нет. Их собирали из кусков дуба и клена, причем надо было найти дерево со специфическим изгибом. Одежда всадников тоже пришла из давних времен. Лакированные соломенные шляпы, накладные штаны из оленьей кожи, замшевая обувь, меч на боку.
"Ябусамэ - искусство, которое самураи оттачивали на протяжении 700 лет, и мы должны передать его потомкам", - отметил Киёнару Огасавара, выступая с лекциями в Москве в здании Библиотеки иностранной литературы.