Бен, в книге "Умнее ли ты шимпанзе" вы сталкиваете в интеллектуальном поединке человека и сообразительных животных. И часто это сравнение - не в нашу пользу. Почему?
Бен Эмбридж: Иногда это связано с аспектами эволюции. Например, белки и некоторые птицы отлично справляются с тестами на запоминание. Все потому, что им приходится держать в голове места, куда они спрятали еду - от этого зависит выживание. Иногда люди проигрывают просто потому, что слишком "мудрят". Полагаются на логику, на знание математики, ищут в задачах второе дно. А животные просто действуют и учатся на своих ошибках.
Правда ли, что словарный запас собаки может быть больше, чем у трехлетнего ребенка?
Бен Эмбридж: В большинстве случаев это, конечно, не так. Однако есть колли-рекордсмен по кличке Чейсер, которая знает свыше тысячи слов. Для этого американские психологи обучали собаку в течение трех лет. Каждый день она узнавала по одному-два слова и проходила ежедневные проверки знаний: приносила именно тот предмет, который ей называли. В целом навыки, связанные с языком, есть у многих животных. Например, обезьяны могут запоминать слова, объединяя их в группы. А дельфины - правильно понимать их порядок, на примитивном уровне работая с синтаксисом. Например, отличая фразу "отнеси мяч к кольцу" от фразы "отнеси кольцо к мячу". Хотя разница на английском языке только в порядке слов.
Круг ваших научных интересов - то, как дети осваивают свой родной язык. Почему они все позже начинают говорить?
Бен Эмбридж: Утверждения о том, что молодые люди - хуже и глупее стариков, повторяются из года в год. Однако факты говорят об обратном: каждое следующее поколение в целом умнее предыдущего. И у меня нет достоверных данных о том, что современные дети отстают в речевом развитии. Да, они другие, они общаются с гаджетами "на ты". И это нормально.
Раннюю речь ребенка можно считать показателем его будущего успеха в учебе, карьере?
Бен Эмбридж: С одной стороны, определенная корреляция между ранним познанием языка и успехом в жизни есть. Но это очень ненадежный показатель, так как мы не можем точно знать, какие еще факторы "вступают в игру". Совершенно точно могу сказать одно: чем больше родитель разговаривает со своим малышом, чем больше в доме разных интересных книг, тем больше у ребенка шансов на успех в будущем. При этом принято считать, что наши достижения в учебе и работе на 50 процентов зависят от внешних факторов и на 50 процентов - от наследственных. Сейчас в мире идут исследования, которые позволят определить конкретные наборы генов, ответственных за интеллект.
Что тогда считать ориентиром? Тесты на уровень айкью?
Бен Эмбридж: Да, они позволяют получить достаточно точное представление о будущих успехах. Правда, заставить малыша решать задачки на интеллект не так-то просто. Гораздо интереснее "зефирный тест". На стол перед ребенком кладут зефирку и предлагают выбор: возьми ее сейчас или потерпи 15 минут. Если вытерпишь, - получишь две зефирки. Этот известный эксперимент проводился впервые еще в конце 60-х годов под руководством профессора Стэнфордского университета Мишеля Уолтера. Есть достоверные данные: дети, которые выбирают две "отсроченные" зефирки вместо одной, более успешны в учебе и в жизни. Почему? Они умеют контролировать свои желания.
Одни люди лучше воспринимают информацию на слух, другие - наглядно... Кто лучше учится?
Бен Эмбридж: Индивидуальные стили обучения - выдумка, не имеющая научного обоснования. Есть результаты строго контролируемых экспериментов. Учеников просили выучить материал, используя наиболее или наименее предпочтительную для них подачу. И оказалось, что на усвоение материала это никак не влияет. Смогли бы вы, к примеру, научиться вождению, лишь прослушав чьи-то инструкции и не садясь за руль? Сможете ли вы решить систему уравнений в уме, ничего при этом не записывая? Нет. На самом деле вам нужно правильно сочетать учебный материал с форматом его предъявления, а вовсе не с вашим стилем обучения.
Над каким проектом работаете?
Бен Эмбридж: Недавно мы проводили серию экспериментов с 3-5-летними детьми - носителями польского языка. Давали им выдуманные слова и предлагали их просклонять. Так, как если бы воображаемый персонаж выполнял разные действия. Зачем это нужно? Если дать ребенку известные понятия, то он может назвать те формы, которые запомнил. А когда он на интуитивном уровне пытается работать с выдуманными существительными или глаголами, мы видим, как познается язык, на каком уровне ребенок его чувствует.