Только в областном центре зарегистрировано свыше 4,5 тысячи магазинов, предприятий общепита, киосков, павильонов и передвижных лавок.
- В этой сфере занято 16 процентов трудоспособного населения, или более 27 тысяч человек, - рассказал замглавы администрации города Игорь Краличев. - Отрасль постоянно открывает новые торговые точки и в жестких условиях конкуренции остается одним из главных локомотивов экономики.
Впрочем, период бурного расцвета уже прошел. В середине 2000-х годов крупные торговые комплексы в областном центре можно было пересчитать по пальцам одной руки. К 2017 году их количество выросло до 58. За прошедший год не появилось ни одного нового. Да и структура розничной торговой сети перестала изменяться. Это говорит о том, что уже достигнут определенный уровень - возможно, еще не максимальный, но близкий к нему. Стоит отметить, что нормативы, утвержденные мэрией по методике правительства страны, давно превышены. На каждую тысячу жителей приходится в среднем 1568 квадратных метров торговой площади. Это превышает норматив в 2,4 раза.
- Абсолютный прирост торговых площадей за 2017 год составил 14,8 тысячи квадратных метров, или 3,1 процента, - продолжает Игорь Краличев. - Доля налоговых отчислений торговли в 2017 году составила 26,2 процента - это первое место в целом по экономике.
В 2016 году доля налоговых отчислений торговли составляла 19,2 процента. Заметный рост специалисты связывают не только с открытием новых точек и увеличением оборота, но и с легализацией заработной платы. В отрасли имеются ИП и малые предприятия, которые годами платили работникам деньги "в конвертах". Считается, что созданная в городе комиссия убедила их повысить зарплату до средней по отрасли. Это позволило увеличить сборы налога на доходы физических лиц. На руку торговцам сыграло и то, что город переживает спад промышленного производства. Например, на стадии банкротства находится завод дорожных машин - еще недавно флагман экономики.
- Работники торговли - люди особенные, - считает советник главы администрации Орла по экономическим вопросам Валентина Тишина. - Они трудятся в любую погоду, в стужу и зной, в будни и выходные дни и отдают себя, свое время и настроение людям, которые к ним приходят.
За прилавком нередко можно встретить тех, кто еще недавно трудился на промышленных предприятиях. Увы, примета времени. Процесс перетока кадров с заводов на рынки не так масштабен, как в 1990-е годы, но тенденция появилась вновь. Многим некуда идти, кроме как в продавцы или таксисты.
Ежегодно в городе открывается и закрывается примерно 120-130 магазинов. Преимущественно - непродовольственных товаров. Их втрое больше, чем продуктовых точек. По наблюдениям экспертов, растет количество магазинов автозапчастей, канцтоваров, учебников и товаров для животных.
Повышенным спросом пользуются строительные материалы, одежда и обувь, а также детские товары. Эти сегменты показатели только наращивают. Смешанных объектов всего чуть более 230. Только кажется, что они - на "каждом шагу".
- На долю объектов с непродовольственной группой товаров приходится около 65 процентов всех магазинов, - говорит Валентина Тишина. - Но и количество объектов со смешанной группой товаров за 2017 год возросло на 2,3 процента.
Особняком стоят торговые сети. Эксперты подметили, что они трансформируются. Каждый магазин теперь представляет собой отдельное юрлицо, которое работает под известной вывеской по франшизе - то есть арендует такое право. В реальности сеть по-прежнему владеет объектами, работающими под одной вывеской. Магазины разделили, чтобы сделать их малыми предприятиями, имеющими право на льготную систему налогообложения и надзорные каникулы. Их запрещено планово проверять чаще одного раза в три года. Еще одно новшество касается гипермаркетов. Кстати, почти половина из них сосредоточена в одном районе - Заводском.
- В 2017 году была проведена реконструкция центров, в результате которой были сокращены торговые площади гипермаркетов, - продолжает Валентина Тишина. - За счет этого были увеличены площади, сдаваемые в аренду.
Речь идет о корпорациях, которые давно занимаются торговлей. Для себя они и возводили центры. Практика показывает, что сдача помещений в аренду стала выгоднее торговли. Возможно, повлиял пример бывших заводов - новые владельцы, выкупив их, зарабатывают исключительно на аренде. Удобно - следи себе за зданием и получай деньги.
Отношения в сфере торговли не безупречны. В ход идут порой неэтичные методы конкурентной борьбы. Кроме того, крупные сети создали для себя скрытую систему кредитования. Об этом говорят результаты опроса общественного мнения. Респондентами стали рядовые покупатели, директоры магазинов, продавцы и поставщики.
Опрос провели сотрудники центра социального проектирования "Платформа", региональной Торгово-промышленной палаты и Ассоциации компаний розничной торговли. Для полноты оценки провели глубинные интервью с экспертами. Целью было найти оптимальный формат сотрудничества в продуктовом ретейле. Результаты оказались любопытными.
- Для потребителей вопрос качества товара сейчас важнее его цены, - уверен глава "Платформы" Алексей Фирсов. - Вследствие "гастропатриотизма" и доверия к своим товаропроизводителям многие покупатели ориентируются именно на местные бренды.
Всплыли нарушения закона о госрегулировании торговли. В соответствии с ним сроки оплаты товара магазином поставщику продуктов варьируются от восьми до 40 дней. Респонденты рассказали, что в договоре может быть указан срок в соответствии с законом. Но сеть платит так, как ей удобно, причем зачастую без обещанных бонусов.
- Мы обратились к поставщикам с предложением направлять нам материалы о таких нарушениях, - рассказала главный государственный инспектор Орловского УФАС Ирина Володько. - Это необходимо для защиты их прав и интересов.
Антимонопольщики не могут помочь "молчунам" и анонимам. Плановые проверки отходят в прошлое, а провести внеплановый рейд возможно только по обращению. Однако жаловались только на условиях анонимности. Официально о нарушениях никто не сообщил. Боятся, что с ними прекратят работать? Так или иначе, но в этом году УФАС не получило ни одного заявления от обманутых торговцами поставщиков и производителей продуктов.
В одном из прошлых номеров "РГ" уже рассказывала о "ползучей конкуренции". Крупные сети медленно, но верно расширяют сферы влияния, проникая в районы. Они выигрывают борьбу за покупателя у местных торговцев, которые не способны конкурировать ни по обороту, ни по ассортименту. Закон предусматривает ограничения для защиты небольших магазинов. Однако сети продолжают "расползаться". Как сообщили в УФАС, в Орловской области максимально допустимый порог превышен уже в 15 районах и городах Ливны и Мценске. Отдельные сети на местных рынках имеют долю свыше 25 процентов. В подобном случае закон запрещает им расширение - строительство и покупку новых объектов.
- Например, в 2016 году одна из компаний превышала долю 25 процентов в пяти муниципальных образованиях, а по итогам 2017-го - уже в 12 районах, - отметил врио главы УФАС Андрей Кирьянов. - Это характерно для федеральных ретейлеров. Положение региональной сети не изменилось - превышение доли местной компании на рынке, как и годом ранее, зафиксировано только в одном районе.
По его словам, информация о запрете расширения конкретных торговых сетей направлена не только их руководителям, но и главам 17 муниципальных образований. Чиновники на местах обязаны проследить за тем, чтобы монополисты прекратили поглощение рынка.
В Воронежской области торговля дает примерно по 20 процентов валового регионального продукта и платежей в бюджет. В этой отрасли трудится пятая часть всего занятого населения и зарегистрировано наибольшее число хозяйствующих субъектов. Так, по итогам 2017 года оптовой и розничной торговлей зарабатывает 37,4 процента организаций. Прирост по сравнению с 2016-м невелик (0,4 процента), но он стабилен - чего не скажешь о других видах деятельности. Индивидуальных предпринимателей на этом рынке стало на полпроцента меньше - тогда как в целом количество ИП выросло. Среди субъектов предпринимательства, созданных в регионе за минувший год, торговцы по-прежнему доминируют, составляя четверть от общей массы. Однако динамика по этому показателю в сравнении с 2016-м отрицательная - снижение на 12 процентов. В сфере строительства, к примеру, за тот же период количество новых предприятий выросло на 25 процентов. Торговля стабильно занимает в Воронежской области первое место по численности субъектов малого и среднего бизнеса (44 процента), которая многократно превышает их доли в других отраслях. В первом квартале 2018 года оборот розничной торговли превысил 121 миллиард рублей - по сравнению с 2017-м прироста нет. Основная масса этих денег вращается в стационарной сети, на рынки и ярмарки приходится лишь 6,6 процента. В оптовой торговле оборот увеличился на 10 процентов, составив 208,6 миллиарда.
Татьяна Ткачева, Воронеж