У содового завода в Стерлитамаке начались серьезные проблемы с сырьем

Совет директоров "Башкирской содовой компании" ("БСК") намерен прекратить производство продукции и сократить штат работников по окончании 2022 года. Именно к этому времени, согласно заключению Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых, полностью истощатся запасы известняка в первом и единственном месторождении Шахтау. Пессимистический сценарий будет реализован, если в самые краткие сроки не определится новый источник сырья.

Содовый завод в Стерлитамаке - один из крупнейших в Европе. Приостановка производства соды поставит под удар более 250 российских компаний, которые работают в различных отраслях промышленности, от пищевой до оборонной. По словам заместителя генерального директора АО "БСК" Марины Бортовой, прогнозные объемы производства кальцинированной соды на 2018 год составляют около 1,7 миллиона тонн, а это 70 процентов отечественного рынка. При "выпадении" такого колоссального объема два других российских предприятия аналогичного профиля окажутся не способными удовлетворить потребности рынка. Это неизбежно приведет к необходимости закупать соду за рубежом и, соответственно, к потере важнейшей позиции - независимости от импорта.

- Такими компаниями не разбрасываются. Терять данного поставщика  предприятиям металлургической, химической, легкой промышленности, оборонного комплекса ни в коем случае нельзя, - выразил позицию федерального центра заместитель министра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов, срочно прибывший в Стерлитамак, где он провел рабочее совещание, на котором обсуждались перспективы сохранения объемов производства кальцинированной и пищевой соды и обеспечение завода сырьем.

Последствия сокращения производства и, соответственно, массовых увольнений очевидны. Это резкое уменьшение отчислений в бюджет республики - "БСК" была и пока остается крупнейшим налогоплательщиком, а также социальная напряженность, вызванная безработицей. "БСК" является градообразующим предприятием. Средняя зарплата на предприятии - одна из самых высоких в республике. В случае остановки производства продукции будет сокращена половина персонала, численность которого более 10 тысяч человек.

- У нас в любых отраслях промышленности увольнение даже ста человек - чрезвычайная ситуация, и мы этого допускать не можем. Если посмотреть, на какое количество жителей города так или иначе влияет возможное закрытие предприятия, то это будут десятки тысяч человек, - отметил Виктор Евтухов. - Есть предприятия, которые выполняют субподрядные услуги, есть те, которые в принципе создавались, чтобы производить продукцию для этого содового завода.

АО"Башкирская содовая компания" несет очень высокую социальную нагрузку: реализует проекты, направленные на обеспечение благополучия работников и их семей; участвует в развитии инфраструктуры города Стерлитамака; оказывает спонсорскую помощь учреждениям здравоохранения и образования. Расходы компании на социальные программы в 2018 году составят около 140 миллионов рублей. Если производство остановится, кто возьмет на себя эти функции?

На разработку нового месторождения уходит не менее пяти лет

Заместитель министра напомнил, что содовое производство построили сразу после Великой Отечественной войны.

- Это было осознанное желание властей Советского Союза. Создавая такое предприятие, все прекрасно понимали, какое количество ресурсов есть для того, чтобы оно работало не год и не два. Предприятие конкурентно, экспортно ориентированно. Раньше было выражение такое: "У России есть два союзника - армия и флот". Сегодня можно сказать: "У России есть три союзника - армия, флот и российская промышленность". Особенно в условиях санкций и того давления, которое мы испытываем. Вопросы импортозамещения стоят на повестке дня, мы реализуем эти планы. Безусловно, мы это предприятие будем поддерживать, - сказал Виктор Евтухов.

Марина Бортова обратила внимание на то, что решение проблемы не терпит отлагательств.

- Даже если оно будет принято прямо сейчас, нам нужно думать, как быть с сырьевым обеспечением в течение полугода. Ведь на разработку нового месторождения уходит не менее пяти лет, а запасов сырья осталось на 4,5 года, - подчеркнула она.

Между тем сырье есть, причем прямо по соседству с предприятием.  Это шихан Торатау - второй из гряды гор-одиночек, остатков древнего рифа. Но, оказывается, не каждый шихан содержит известняк, который подходит для химической переработки. Оптимальный по составу - только в Торатау. Его запасов хватит, по предварительной оценке, минимум на полвека работы завода.

Однако начать разработку горы, которая находится так близко, никак нельзя: с 1965 года она имеет статус памятника природы регионального значения.

Поэтому еще с 90-х годов прошлого века предприятие пыталось найти альтернативные  источники сырья. Последние несколько лет работа шла в режиме онлайн, в непосредственном контакте с региональным и федеральным правительствами. Анализ имеющихся месторождений в разное время проводили Санкт-Петербургский горный университет и Федеральное агентство по недропользованию. Среди разведанных наиболее перспективными казались Худолазовское и Гумеровское.

Испытав разные образцы и, к слову, повредив в процессе этого дорогостоящее оборудование, производственники вернулись к тому, с чего начали - к Торатау.

- Мы досконально, внимательно и, кстати, не в первый раз изучили возможные месторождения и пришли к выводу, что фактически есть только одно, которое по экономическим и качественным характеристикам сегодня соответствует требованиям, - подтвердил Виктор Евтухов. - Мы знали, что идут переговоры о снятии с Торатау соответствующего статуса, чтобы можно было его разрабатывать. Этот вопрос и сейчас находится в стадии обсуждения, изучается общественное мнение. Но когда я узнал о решении совета директоров остановить производство, то сразу же прилетел в Башкирию.

Действительно, сырьевую проблему "БСК" активно обсуждают не только специалисты, но и общественность. Так, у многих возник вопрос, почему известняк из Гумеровского месторождения не может быть использован в качестве сырья? Причина в том, что известняк содержит вредную примесь - оксид кремния - в количестве, троекратно превышающем технологическую норму. Перерабатывать такой нельзя, это грозит остановкой оборудования и завода. Тогда оппоненты задают другой вопрос: неужели нельзя модернизировать производство "под" гумеровский известняк?

- Модернизацией производства мы занимаемся регулярно, на постоянной основе, - отвечает Марина Бортова. - Ежегодно на эти цели направляется не менее миллиарда рублей. За последние восемь лет эта цифра достигла девяти миллиардов рублей. Сейчас на заводе функционирует самое современное оборудование, меняются колонны, каждую из которых делают по индивидуальному чертежу, и, к сожалению, мы вынуждены заказывать их на заводах за рубежом. Проблема не в оборудовании, а в сырье.

- Все дело в химическом составе, обусловленном генезисом материала, - уточнил начальник отдела геологии и лицензирования управления по недропользованию по Республике Башкортостан (Башнедра) Алексей Грицук. - Известняки, с которыми сейчас имеет дело комбинат, образовались в спокойных условиях, исключительно из остатков морских организмов, в чистой спокойной воде. Все остальные известняки, представленные на всем Южном Урале, являются пластовыми отложениями, в процессе образования которых откладывались вредные примеси - кальций, глина, кремний, магний. Поэтому только генетические аналоги действующего карьера Шахтау являются подходящими для дальнейшего использования на комбинате.

Горы эти до конца не изучены, заключения нет, добавил геолог. Те запасы, о которых известно компании и Роснедрам, это геометрическая оценка. И судя по работе комбината, у него нет отходов, все сырье используется для производства продукции, либо на соду, либо на цемент.

Кроме правовых и экономических аспектов разработки Торатау есть другие, относящиеся к историко-культурной сфере. Гора является памятником природы, святыней для местного населения. Неужели разработка Торатау как источника сырья сотрет ее с лица Земли безвозвратно, и вместе с горой исчезнут объекты исторического наследия Земли?

От этих вопросов производственники не отмахиваются. Тем более что у них есть позитивный опыт: в процессе разработки шихана Шахтау были обнаружены окаменелости древних животных, которые миллионы лет назад строили риф и жили на нем. В переработку они не пошли, а стали экспонатами Музея камня, фундаментального научно-просветительского проекта "Башкирской содовой компании". Музей привлекает внимание не только школьников и студентов, но и ученых. Экскурсии бесплатные. На базе музея проводятся всероссийские и международные научные конференции. Накопленный материал изучается ведущими палеонтологами мира, так как шиханы в Стерлитамакском районе Башкирии уникальные.

- Шиханы являются элементами большого барьерного ископаемого рифа, который образовался почти 300 миллионов лет назад, - отметил генеральный директор акционерного общества "Сырьевая компания" Александр Шкурко. - В то время здесь было большое теплое море, жили морские организмы. Строительство рифа продолжалось около 14 миллионов лет, а где-то пять миллионов лет назад в результате тектонических действий шиханы поднялись на поверхность и остались в таком виде, в каком мы их наблюдаем сейчас. Последовательная разработка дала нам возможность получить уникальный материал, который рассказывает о строении этого рифа, об эволюции рифообразования.  Разработка шихана дала возможность палеонтологам глубоко изучить историю происхождения гео­логического и палеонтологического строения нашей планеты.
Недра Торатау также таят в себе подобные сокровища, которые не пропадут. Если реликты из Шахтау начали собирать чуть более 30 лет назад, то в случае разработки Торатау будут целенаправленно искать с самого начала.

Виктор Евтухов напомнил, что сегодня в России - это уже традиция.

- Например, в процессе строительства Крымского моста обнаружено и отобрано несколько десятков тысяч археологических объектов, причем более тысячи из них были признаны уникальными, - сказал он. -  Наверное, многие музеи мира хотели бы видеть их в своих экспозициях. И сами археологи сказали, что если бы не проект, потребовались бы столетия, чтобы извлечь эти артефакты. Также огромное количество различных реликтов из шихана Шахтау попадают в Музей камня. В процессе разработки месторождения сделаны открытия. Я уверен: если будет принято решение о разработке нового месторождения, предприятие продолжит работать с палеонтологами, с Российской академией наук. Это очень важно. Компания готова создать в городе музей с современным оборудованием, где появятся возможности интерактивного изучения природы и остатков растений, млекопитающих.

Справка РГ

АО "Башкирская содовая компания" - крупнейшее динамично развивающееся химическое предприятие. Входит в состав холдинга "Башкирская химия" и занимает первое место в России и странах СНГ, шестое место в мире по производству кальцинированной и пищевой соды. АО "БСК" также является одним из лидеров российского производства ПВХ, каустической соды и кабельных пластикатов.

В структуру предприятия входят: производственные площадки "Сода" и "Каустик", дочерние структуры по добыче известняка (АО "Сырьевая компания") и сбыту (ООО Торговый дом "Башхим"), а также производственная площадка по производству кальцинированной соды в г. Березники (АО "Березниковский содовый завод").

Продукция АО "БСК" экспортируется в более чем 50 стран.

Доля АО "БСК" на российском рынке пищевой соды (бикарбоната натрия) составляет 72 процента, кальцинированной соды - 62 процента, смолы ПВХ - 23 процента. Почти половину выручки компания получает от реализации кальцинированной соды, важного компонента для работы предприятий химического, нефтегазового, металлургического и оборонного комплекса страны.

Предприятие на 92 процента удовлетворяет общую потребность в этом продукте производителей синтетических моющих средств, листового стекла и стеклотары - на 67, целлюлозно-бумажного производства на 72 процента. На 29 процентов зависят от поставок башкирской соды предприятия металлургической промышленности. Выпускаемый компанией АО "БСК" ПВХ используют производители сайдинга и линолеума, окон из ПВХ, кабель-каналов и пленок, пластикатов и резинотехнических изделий.

За 2017 год консолидированная выручка компании составила 51,6 миллиарда рублей, EBITDA - 15,8 миллиарда рублей. Среди крупнейших контрагентов АО "БСК" - "Роснефть", "Башнефть", "Русал", "Илим", "Салаватстекло", "Невская косметика", "Таркетт", "Проплекс", "Русджам", "Проктер энд Гэмбл" и "РусГидро".