В России изменились правила оценки эффективности особых экономических зон. Критерии стали более конкретными и жесткими. Теперь, чтобы считаться эффективной, ОЭЗ должна ежегодно увеличивать число резидентов, а самим инвесторам необходимо поступательно наращивать объемы производства. В то же время сейчас ОЭЗ лишились значительного количества налоговых льгот, на этом фоне бизнесменов активно завлекают в индустриальные парки и ТОСЭРы, где преференций больше, а ожидания от новых проектов не столь конкретные. Но исхода инвесторов из ОЭЗ эксперты не ожидают, бизнес рассчитывает на пролонгацию налоговых льгот.
Особые экономические зоны - это самый первый инструмент для системного привлечения инвестиций на территорию. Он заработал в России с 2005 года, тогда же были продуманы основные принципы функционирования ОЭЗ - срок действия до 49 лет без права продления и временные налоговые льготы, чтобы инвестор смог запустить свой проект, "набрать высоту" и выйти на "крейсерскую скорость".
По оценкам контрольно-счетной палаты России, к началу 2017-го года на инфраструктуру всех ОЭЗ в стране было потрачено 383,2 миллиарда рублей, из них 127,7 миллиарда вложено из федеральной казны, 127,7 миллиарда получены из региональных бюджетов.
За первые 11 лет существования ОЭЗ на содержание объектов инфраструктуры было затрачено 127,1 миллиарда рублей.
При этом, оценивая количество резидентов и обороты их предприятий, контрольно-счетная палата назвала относительно эффективными лишь четыре ОЭЗ: в Татарстане, Липецкой, Самар-ской областях, а также в Санкт-Петербурге. "Что касается остальных ОЭЗ, то их деятельность или неэффективна, или вообще не осуществляется", - сказано в отчете ведомства.
Сейчас на Северо-Западе остались две особые экономические зоны. Помимо Петербурга, где действует зона технико-внедренческого типа, в Псковской области работает ОЭЗ промышленно-производственного типа "Моглино". Правда, сравнение показателей двух зон не в пользу последней: если в Петербурге, по данным АО "Особые экономические зоны", на территории ОЭЗ зарегистрированы 46 резидентов, то в "Моглино" - 9. Объем заявленных инвестиций в зону под Псковом - 4,6 миллиарда рублей, из них реально вложено 600 миллионов. Создано 49 рабочих мест. В ОЭЗ Петербурга организовано 2966 рабочих места, объем заявленных инвестиций – 43 миллиарда, осуществленных – 35,5.
Одним из главных факторов, который призван привлечь крупный бизнес в ОЭЗ, были налоговые льготы. Когда зоны только открывались по всей стране, ставка отчислений в пенсионный фонд у них составляла 8 процентов, тогда как бизнес на территориях вне ОЭЗ платит 20. В фонд социального страхования резиденты платили 2 процента вместо 2,9, в фонд обязательного медицинского страхования - 4 процента вместо 5,1. Ставку налога на прибыль организаций утверждали в регионах, но она не должна была превышать 13,5 процента, тогда как вне зоны бизнес платит 17.
В общей сложности объем страховых отчислений резидентов ОЭЗ составлял 14 процентов, в то время как компании, не пользующиеся инструментами под-держки, платили порядка 30 процентов.
Налоговые преференции были даны на время. В 2018-м часть льгот была отменена, и страховые платежи выросли до 21 процента, в 2019-м резиденты будут платить до 28 процентов. Также теперь они должны платить трехпро-центный налог на прибыль. Какие-то льготы в ОЭЗ останутся, в частности, сохранится нулевая ставка земельного, транспортного налогов и налога на имущество. Но эти привилегии вряд ли изменят общую картину.
ОЭЗ - не единственный инструмент для привлечения инвесторов. Так, в регионах активно взялись за индустриальные парки. Например, в Вологодской области действует один индустриальный парк, три создаются, два - в стадии проекта. В Заполярье работают два индустриальных парка, еще по одному подписаны договоры о намерениях. В границах Петербурга уже действуют 11 парков, в Ленобласти их девять.
В индустриальных парках налоговые льготы определяют сами регионы, и снизить ставку они могут лишь по тем платежам, доходы от которых поступают в местные бюджеты, это в первую очередь - налог на имущество, земельный и транспортный налоги.
Тем не менее, по утверждению Сергея Раевского, профессора Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС, сравнивать условия ОЭЗ и индустриального парка не совсем корректно, поскольку у них разные организационно-экономические основы. Если в ОЭЗ ставка изначально делалась на налоговые и финансовые льготы, то в индустриальных парках резиденты получают выгоду в первую очередь за счет совместного использования капиталоемкой инфраструктуры и иных услуг. Поэтому все индустриальные парки заранее должны быть обеспечены необходимой производственной, инженерной инфраструктурой, складскими зданиями и иметь доступ к энергоносителям.
В последние годы в регионах СЗФО определенные надежды возлагают на ТОРы или ТОСЭРы - территории опережающего развития на базе моногородов. Главная задача здесь - привести бизнес на территорию и добиться диверсификации экономики.
Уже сейчас статус ТОСЭР есть у Череповца (Вологодская область), Кировска (Мурманская область), Пикалево (Ленинградская область), Емвы (Коми), Надвоиц, Кондопоги (Карелия). Документы на получение статуса ТОСЭР собирают в Инте (Коми).
Резиденты ТОСЭР первые пять лет освобождены от налога на прибыль (по всей стране он составляет 20 процентов), страховые взносы у них в течение 10 лет 7,6 процента, кроме того, для бизнеса, работающего на этих территориях, предусмотрены льготные таможенные пошлины. Также статус ТОСЭР предполагает финансирование объектов инфраструктуры. Таким образом, после того как в ОЭЗ закончился срок льгот, их резиденты получают меньше преференций, чем те бизнесмены, которые выбрали для себя иные площадки.
Сейчас в Государственной думе находится проект закона, который предусматривает продление льгот резидентам ОЭЗ двух типов - технико-внедренческого и туристско-рекреационного. Идея в том, чтобы исчислять льготы не с даты создания самой зоны, а с того момента, как резиденты начали свою деятельность, в частности, предлагается разрешить им в течение 10 лет платить страховые взносы в размере восьми процентов, платежи по ОМС снизить до четырех процентов, а уплату налога на прибыль привязать к региональному законодательству, что для многих резидентов будет означать снижение ставки.
- Мы поддерживаем пролонгацию по налогу на прибыль и особенно страховым взносам. Наши резиденты - высокотехнологичные компании с квалифицированными, дорогостоящими специалистами, уровень зарплат которых достаточно высокий. В связи с этим и страховые взносы работодателя составляют существенную затратную статью. Поэтому продление этой льготы - важный фактор экономической и финансовой эффективности резидентов нашей ОЭЗ. Условия ведения деятельности в инновационных ОЭЗ не должны быть менее выгодными, чем в других институтах развития экономики России, - уверена генеральный директор ОЭЗ Санкт-Петербурга Тамара Рондалева.
По расчетам минэкономразвития России, в случае продления льгот в ОЭЗ по всей стране в 2019 году будет работать 260 компаний, если же пролонгации не будет - 220, а к 2028 году их число сократится до 185. В ведомстве прогнозируют, что чистый доход федерального бюджета от ОЭЗ в 2019-м году в случае продления льгот составит чуть больше двух миллиардов рублей, если льготы отменят - 2,5. Но через десять лет без льгот ОЭЗ смогут пополнить федеральную казну на 3,2 миллиарда рублей, а если преференции продлят, прогнозный чистый доход для бюджета составит 5,5 миллиарда.
Когда речь заходит о пролонгации льгот для ОЭЗ, мнения экспертного сообщества разделяются.
- Продление льгот для ОЭЗ может быть хорошим решением для привлечения в регионы крупных инвесторов, в том числе и иностранных. Вместе с тем финансовые стимулы являются ключевым преимуществом с точки зрения привлекательности ОЭЗ. Отказ от них может существенно снизить интерес инвесторов не только к самим зонам, но и к регионам, где они расположены, - полагает Александр Пахалов, руководитель департамента суверенных и региональных рейтингов Национального рейтингового агентства.
- Нельзя бесконечно поддерживать за государственный счет развитие предпринимательских проектов, в том числе инновационных. Отмена льгот не стала для резидентов неожиданностью. Но вопрос состоит в том, вышли ли резиденты на требуемые коммерческие мощности. Если нет, то проблему необходимо решать комплексно, не только на федеральном, но и на региональном уровне, - уверен Вячеслав Трактовенко, предприниматель, инвестор, региональный координатор "Клуба лидеров" в Санкт-Петербурге и Ленобласти.
- Думаю, что продлевать льготы резидентам конкретной ОЭЗ в связи с истечением льготного периода нецелесообразно. Во-первых, предоставленного времени было достаточно, чтобы резиденты создали необходимые производственные мощности. Во-вторых, изменение заранее объявленных "правил игры" может психологически негативно повлиять на настроения резидентов других ОЭЗ. В-третьих, продление льготного периода приведет к недополучению доходов в региональный и местный бюджеты, - отметил Сергей Раевский.
Но даже если льготы не будут сохранены, эксперты не ожидают массового исхода резидентов из ОЭЗ.
- В основном на данных территориях созданы крупные промышленные предприятия, демонтаж и перенос которых либо невозможен, либо нецелесообразен по объему затрат, - считает Екатерина Григорьева, директор направления "Финансовый консалтинг" группы компаний SRG.
Если за ОЭЗ сохранятся льготы, то из набора инструментов для поддержки инвесторов у них останется серьезное конкурентное преимущество. Не приведет ли это к новому этапу борьбы за привлечение бизнеса на территории с введением новых льгот в ТОСЭР или индустриальных парках? Вопрос из разряда дискуссионных.
Сергей Раевский полагает, что витка конкуренции не будет, поскольку у всех этих инструментов довольно четко определены ниши. Так, ТОСЭРы в СЗФО могут создаваться только на территории монопрофильных муниципалитетов.
- С ОЭЗ могут конкурировать индустриальные парки, но они преимущественно предоставляют субсидии, которые весьма проблематично получить и сократить временной лаг на возмещение понесенных затрат, - полагает Екатерина Григорьева.
Александр Пахалов полагает, что инструменты поддержки бизнеса в регионах можно совмещать, достигая синергетического эффекта. Так, ОЭЗ более привлекательны для крупных компаний, а в ТОСЭР с успехом могут работать предприятия малого и среднего бизнеса. Главное, говорят эксперты, не выходить за разумные пределы.
- Я не поддерживаю расширение налоговых преференций для предпринимательских проектов, вышедших на самоокупаемость, - подчеркивает Вячеслав Трактовенко и предлагает обратить внимание на инструменты вне парков или ОЭЗ. В частности, по словам эксперта, существуют успешные механизмы субсидирования бизнеса местными бюджетами, предпринимателям предоставляют на льготных условиях кредиты, займы, и налоговые льготы можно получить, не являясь резидентом. Правда, проблема в том, что эти инструменты не всегда систематизированы и многие предприниматели о них даже не знают.
Инвесторы постепенно привыкают к специальным локациям.
- Инвесторам гораздо больше нравится работать в особых экономических зонах и индустриальных парках, чем на других площадках в границах того же региона. Это связано прежде всего с тем, что в границах таких зон фактически формируется отдельная институциональная среда, более благоприятная, чем в регионе в целом, - утверждает Александр Пахалов.
Сам бизнес при наличии льгот можно вести более эффективно. Правда, уставы индустриальных парков или ТОСЭР также подразумевают, что все преференции временны и рассчитаны на 5-10 лет. Далее предприятия должны быть готовы к тому, что налоговая нагрузка у них будет такой же, как у всех остальных. Срок действия преференций для ТОСЭР и индустриальных парков еще не вышел. И нельзя исключать, что после завершения льготных периодов и здесь заговорят о пролонгации.