14.08.2018 18:43
    Поделиться

    Проблема возврата непроданных товаров исчерпала себя

    В Госдуме в первом чтении приняли законопроект, запрещающий магазинам возвращать непроданный товар обратно поставщику. "Возвраты невыгодны экономике России, разрушают продовольственную безопасность страны и причиняют вред покупателю", - резюмировал депутат, один из его соавторов, Эрнест Валеев. В Петербурге обсудить документ собрались непосредственно заинтересованные: ретейлеры и производители. Вывод оказался неожиданным: ситуация себя исчерпала - участники рынка уже научились решать эту проблему безо всяких нормативов.

    Тема запрета берет свое начало еще в 2014 году. Тогда хлебопекарные предприятия пожаловались, что в отдельных регионах возвраты их продукции доходят до 50 процентов. Авторы законодательной инициативы привели вот какие цифры: только из-за потерь пекарей "уничтожается в среднем около 3 миллионов тонн высококачественной пшеницы и ржи ежегодно". Это и сказано в пояснительной записке к документу.

    - Но за эти четыре года ситуация радикально изменилась. Общие возвраты сетей сейчас составляют считанные проценты от всего оборота, а с хлебом в Петербурге мы вообще перешли на нулевые показатели. Для сравнения вернемся на десять лет назад. Тогда по целому списку позиций, особенно по новинкам, возвраты составляли все сто процентов. Вот когда была катастрофа, но никакие меры не предпринимались, - обращает внимание Дмитрий Чтецов, гендиректор одной из сетей супермаркетов.

    Исправить ситуацию, уверяют сети и поставщики, им удалось своими силами. "За это время научились договариваться", - объясняют они. Новый закон в принятой в первом чтении редакции, боятся участники рынка, нарушит уже выстроенный ими и сложившийся баланс интересов розничной торговли и производителей.

    - По договорам возвратов у нас нет, но фактически они есть, и мы в виде доброй воли на местах эту ситуацию регулируем: либо меняем товар, либо списываем. Благодаря специальным программам видно объем возвратов с любой точки, и в каждом отдельном случае можно ситуацию контролировать. Кроме такого взаимодей-ствия, мы часто удерживаем магазины от необдуманного заказа. Говорим: "исходя из нашей аналитики такой объем товара вам не нужен". И они, по опыту уже, соглашаются, - рассказывает коммерческий директор одной из компаний по производству скоропортящейся молочной продукции Александр Соколов.

    Помимо того, что уже существует система саморегулирования, эксперты обращают внимание на несовершенство самого документа. По словам зампредседателя комитета по торговле Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты Марии Филлиповой, те формулировки, которые фигурируют в проекте закона, неоднозначны. Например, согласно им, торговая сеть не может возвращать некачественную продукцию в процессе реализации, - а ведь иногда несоответствие товара становится заметно только через какое-то время, при выставлении его на прилавок. Чисто технически невозможно проверить все на этапе приемки. Кроме того, механизмы защиты производителей от навязывания возвратов, прописанные в новом документе, дублируют уже существующие.

    - И еще: если запрет будет принят, то крупные торговые сети рискуют потерять локальный, местный ассортимент, цены на продукцию в отдельных регионах могут вырасти. Ну и, конечно, не все поставщики готовы менять свой производственный цикл под колебания спроса покупателя, хоть это и называется одним из важнейших шагов в вопросе снижения излишков, - говорит эксперт.

    Что касается сокращения ассортимента, то тут производители приводят в пример тот же хлеб - когда ретейлеры полностью отказались от возврата этой продукции, на полках остался только товар крупных производителей.

    От существующей версии законопроекта пострадают также финансовые показатели. Так, по оценкам Российского союза промышленников и предпринимателей, товарооборот для крупнейших торговых сетей может снизиться на 300-400 миллиардов рублей в год, чистая выручка сократится в среднем на 5-7 процентов.

    Чтобы решить проблему, нужно создать стимулы для сетей проводить больше распродаж в благотворительных проектах вместо утилизации, утверждают в Ассоциации компаний розничной торговли. Впрочем, чтобы это стало возможным, благие цели тоже нужно детально прописать в новом законе. Иначе, приводят пример эксперты, все выйдет как в случае, когда сеть решила передавать товар на благотворительность, но проект проработал не более суток - его работу остановил Роспотребнадзор.

    - В новом законопроекте должна быть прописана вся цепочка- от получения товара до того, что с ним делать дальше в таких случаях. Причем не только с ним, но и с его упаковкой. Вплоть до передачи благотворительным организациям, если это будет рассмотрено как вариант, - уверен Дмитрий Чтецов.

    Кстати, законопроект о запрете ретейлерам возвращать поставщикам непроданные товары требует серьезной доработки ко второму чтению, отметил представитель зампреда правительства Дмитрия Козака Илья Джус. Он уточнил, что этот документ рассматривался на совещании по вопросам регулирования деятельности торговых сетей. В совещании кроме представителей ретейлеров участвовали чиновники минпромторга и минсельхоза.

    Сейчас ведомства готовят отзыв на законопроект, их экспертиза должна быть учтена во втором чтении. Пока документ не предлагает конкретных категорий продукции или сроков, на которые распространяется запрет, правительство же планирует ограничить перечень товаров, которые нельзя возвращать поставщикам, только социально значимыми продуктами, срок годности которых составляет до десяти дней.

    По словам экспертов, пищевые отходы относятся к классу неопасных, поэтому стоимость их утилизации, с учетом заказа машины и оформления экологической документации обойдется в 40 тысяч рублей за пятитонную фуру. Если отходы требуют спецсправки (как для мясопродуктов) или сжигания, то затраты могут стать выше.

    Сами ретейлеры оценивают возвраты в 0,5 процента объема продаж, однако сокращение заказов на эту величину за год только по Санкт-Петербургу составит порядка двух миллиардов рублей. Эксперты также полагают, что отказ от возвратов сократит ассортимент магазинов и затруднит вывод на рынок новых товаров. Причем, если у сетевиков этот показатель составит от 10 до 20 процентов, то у небольших магазинов он может достигнуть 80.

    Цифра

    40 тысяч рублей будет стоить утилизация пятитонной фуры простых пищевых отходов.

    Справка "РГ"

    Подобные меры есть и в других странах. Постановление правительства Франции 2016 года о перераспределении продукции, подлежащей уничтожению торговыми сетями, регламентирует, что все крупные ретейлеры обязаны заключить соглашения с зарегистрированными в стране благотворительными продовольственными фондами, либо другими благотворительными организациями для передачи им продукции, срок годности которой подходит к концу. При выявлении случая отказа от этой практики ретейлер будет оштрафован на 3750 евро. При передаче годных к употреблению, но запланированных к уничтожению товаров продовольственным фондам, ретейлер получает налоговую льготу в размере 60 процентов от общей суммы товаров, переданных на благотворительность, если она превышает 0,5 процента годового товарооборота. Так, затраты французской сети Leclerc на отправку 1 тонны фруктов и овощей на благотворительность снизились с 372 до 65 евро за счет налогового вычета, который при этом превысил стоимость стандартного варианта утилизации (213 евро).

    Поделиться