Генеральный директор премии "Большая книга" Георгий Урушадзе заметил, что тексты Эдуарда Николаевича и его герои "вошли в наш культурный код". "Только выдающихся деятелей искусства называют "живой классик". Жалко, что теперь от эпитета останется просто "классик", - сказал он. "Не каждому удается "царить" в литературе, тем более в детской, так долго и продолжать активно работать, вставать на защиту авторских прав", - добавил Урушадзе и отметил, что писатель всегда "общался по-простому - и со взрослыми, и с детьми".
Специальный представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой отметил, что Успенский был большим писателем, художником, выдумщиком и фантазером, который сделал необычайно много для многих поколений читателей. "Даже если бы он придумал только один образ Чебурашки, он навсегда остался бы в истории литературы, анимации", - отметил он.
"Было бы важно сейчас вспомнить Эдуарда Николаевича как большого художника, который сделал необычайно много для всех нас. Ушел из жизни удивительный человек, который учил детей фантазировать вместе с ним", - поделился специальный представитель президента.
Глава Роспечати Михаил Сеславинский отметил, что всех объединяет искренняя любовь к творчеству Эдуарда Успенского. "Это волшебный книжный мир детства, зачитанный до дыр, каждый взрослый и юный читатель в нашей стране знает Чебурашку, Матроскина и многих других замечательных героев его книг, слегка наивные герои, которые всегда знают, что такое порядочность и верность. С ними мы не просто веселились, но научились дружить, любить и сострадать. Легкое и доброе отношение к жизни лежит под каждой обложной книг Успенского на 25 языках мира. Очень грустно, что больше не будет его новых смешных и поучительных историй", - сказал глава Роспечати.
"Успенский был фигурой мировой величины с очень разнообразным, веселым и дерзким талантом. Он подарил человечеству Чебурашку с Крокодилом Геной, Матроскина, братьев Пилотов, Веру и Анфису, Собаку, а может быть, корову, и еще очень многих бессмертных героев", - отметил член экспертного совета Всероссийского конкурса на лучшее произведение для детей и подростков "Книгуру" Шамиль Идиатуллин, заметив, что автор умел писать как для детей, так и для взрослых.
Писательница Лилия Волкова, победительница всероссийского конкурса "Книгуру", что Успенский - феномен отечественной культуры.
"Трудно представить, что не стало Эдуарда Успенского. Я выросла, читая его книги. Мои дети наизусть знали его стихи и слова героев мультфильмов по его сценариям. Успенского без преувеличения можно назвать не только явлением отечественной культуры, но и частью ежедневной жизни миллионов людей - уже давно взрослых и еще совсем маленьких. И он, вне всяких сомнений, таковым и останется. Хотя безмерно жаль, что теперь его нет с нами", - сказала Волкова.
Художественный руководитель детского юмористического киножурнала "Ералаш" Борис Грачевский подчеркнул, что Успенский с гордостью носил звание детского писателя, и напомнил, что он сыграл большую роль и в становлении "Ералаша". "Эдуард Николаевич Успенский полгода был главным редактором журнала "Ералаш", потом он был главным редактором Киностудии имени Горького. Эдуард Николаевич играл огромную роль в обсуждении того, как должен выглядеть "Ералаш", когда он создавался в 1974 году", - подчеркнул он.
"Сколько бы ни прошло лет, мы обязаны воспитывать наших детей на книжках и мультфильмах, созданных Эдуардом Николаевичем, потому что вот это и есть настоящая российская ментальность. Чтобы дети выросли с человеческим сердцем, в них надо закладывать вот эти добрые, нежнейшие книжки Эдуарда Николаевича", - отметил Грачевский.
Детский писатель Станислав Востоков назвал Успенского великим сказочником и большим хулиганом. По его словам, Успенский вместе с писателями Юрием Ковалем и Григорием Остером совершили "настоящую революцию" в детской литературе.
"Ему удалось то, что удается очень немногим писателям: он сумел создать героя, ставшего символом детства - Чебурашку. Он придумал свой мир - Простоквашино, где так уютно и весело жить рядом с хитрым Матроскиным, простодушным Шариком и въедливым Печкиным. Приход Эдуарда Николаевича в литературу был подобен фейерверку, который осветил наше детство", - сказал Востоков.
Председатель Мосгордумы Алексей Шапошников в Twitter выразил свои соболезнования, поблагодарив Успенского за создание легендарных персонажей.
"Не стало гениального Эдуарда Успенского. Спасибо за наши детские впечатления, за Гену и Чебурашку, за кота Матроскина, Дядю Федора, почтальона Печкина, Шарика... Соболезную близким. Светлая память!", - написал он в своем блоге.
Советский и российский композитор, заслуженный деятель искусств РФ Владимир Дашкевич отметил, что для многих детей Успенский был проводником по жизни.
"Он (Эдуард Успенский - прим. "РГ") - народный человек. То, что он сделал, останется в памяти народа. И "Чебурашка", и все его детские рассказы - это все очень похоже на современный городской эпос. Он был душой современного городского эпоса. Многие даже не будут помнить, что это сочинил Успенский, но то, что он сделал, это настолько ярко, остроумно и весело, что это запоминается", - сказал Дашкевич.
Мелодия Дашкевича "Сказочная тема" использовалась в советском фильме-сказке "Там, на неведомых дорожках…", поставленном по книге Эдуарда Успенского "Вниз по волшебной реке".
"Мы не разбрасываемся такими характеристиками, но он великий писатель, потому что нет человека в стране, который бы не знал хоть какого-то его героя. Считается обычно, что если детский писатель придумал одного героя, он уже может полагать, что состоялся. А у Эдуарда Николаевича Успенского вереница персонажей - любимых и запомнившихся нашему народу на всю жизнь. Наверное, в каком-то смысле, кроме таланта, ему повезло с компанией. Он начинал с капустника Московского авиационного института, а это был один из лучших студенческих капустников Москвы. Потом образовалась такая "могучая кучка": Феликс Камов, Эдуард Успенский (они писали вдвоем для нас с Лившицем), Михаил Танич, Аркадий Хайт и Александр Курляндский. Все состоялись, все до одного. И сам Эдуард Успенский стал всемирно известным писателем", - отметил художественный руководитель московского еврейского театра "Шалом" Александр Левенбук в беседе с RT.
"Талантливый был человек, замечательный детский писатель. Я с ним лично редко общался, давно, когда снимали "Простоквашино". Очень жалко, когда уходят талантливые люди", - прокомментировал RT советский и российский композитор, народный артист Российской Федерации, автор музыки к мультфильму "Трое из Простоквашино" Евгений Крылатов.
"Это был один из самых лучших детских писателей современности, подаривший нам множество замечательных, по-настоящему теплых и запоминающихся сказочных образов. Эдуард Николаевич обладал редким талантом. Его произведения любимы многими поколениями детей и взрослых", - сообщили в пресс-службе "Союзмультфильма". "Мы расстались с писателем на очень позитивной ноте, уладили все разногласия и построили новые совместные творческие планы. Нам очень тяжело осознавать, что воплотить их в жизнь мы вместе уже не сможем", - сказали в "Союзмультфильме".
Критик детской литературы Ксения Молдавская заметила, что Успенский был для многих нынешних писателей учителем, другом, защитником и поддержкой. "Его авторитет открывал чиновничьи двери и помогал рождению очень важных детских литературных проектов, например, Фестиваль и Премия Чуковского", - сказала критик.
"Нам надо немножко помолчать, свыкнуться со словом "был" и тогда уже говорить о нем с точки зрения вечности. Может быть, резко, иронично, в духе самого Успенского, но - с непременным огромным уважением и любовью", - добавила она.
Режиссер анимационного кино, один из создателей студии "Пилот" Игорь Ковалев отметил, что Успенский удивлял коллег неиссякаемым потоком новых идей. Он был знаком с Успенским с 1979 года и работал с ним над двумя фильмами "Пластилиновая ворона" и "Следствие ведут колобки".
"Успенский - это человек-фейерверк, неугомонный человек, у которого всегда была куча контрастных идей для новых книг, сценариев фильмов", - отметил Ковалев.
По словам Ковалева, Успенский "сильно отличался от всех советских и российских писателей". "Он был приверженцем школы абсурда, парадоксальной литературы для детей, что нас с коллегой - к сожалению, ныне тоже покойным Александром Татарским - всегда прельщало... Да что там говорить: Успенский стал классиком при жизни и оставил невероятный след в детской литературе и в анимации", - сказал Ковалев.
Глава комиссии Мосгордумы по культуре Евгений Герасимов сообщил, что память Успенского могут увековечить в Москве.
"Если поступит предложение, я думаю, что профильная комиссия рассмотрит такое предложение", - уточнил он.
Звукозаписывающая компания "Мелодия" в память об Успенском выложила в iTunes аудиопостановку сказки о Чебурашке. "Спасибо за детство, Эдуард Николаевич", - говорится в сообщении фирмы на Facebook.