Напомним, что во вторник утром в центре Лондона молодой человек, находившийся за рулем "Форда Фиесты", съехал с проезжей части и, едва не задавив 15 человек, направился к зданию Вестминстерского дворца, где заседают депутаты парламента. Его машину остановил заградительный барьер, расположенный возле здания. Водителя задержали, а спустя несколько часов в Скотленд-Ярде инцидент квалифицировали как теракт. Задержанный, который, как пояснили в спецслужбах, не проходил по террористическим спискам ни полиции, ни МИ-5 (британской контрразведки), отказался сотрудничать со следствием и не назвал свое имя.
СМИ стали известны подробности о его личности и жизни. Подозреваемый, 29-летний Салих Хатер, проживал в Бирмингеме, где работал менеджером в магазине. Он выходец из Судана, где учился в университете науки и техники.
Прибыл в Великобританию пять лет назад и получил гражданство. Недавно потерял отца и брата. Знакомые характеризуют его как спокойного молодого человека. Как сообщает "Таймс", полиция ищет связь между Салихом Хатером и Халедом Масудом, который в марте 2017 года совершил аналогичную атаку возле парламента. Тогда погибли пять человек и около 40 получили ранения. Дело в том, что Масуд также жил в Бирмингеме. И всего в десяти минутах от дома Салиха Хатера. Наконец, как пишет "Дейли мейл", Хатер все же был известен полиции графства Уэст-Мидлендс.
В среду британские силовики попытались успокоить жителей и гостей города, заявив, что ситуация находится под контролем. Премьер Тереза Мэй, отдыхающая в Швейцарии, в свою очередь призвала граждан "соблюдать бдительность". Тем временем эксперты вновь поднимают вопрос о необходимости увеличения количества заграждений в популярных у туристов районах города и о введении дополнительных полицейских патрулей. Журналисты пытаются понять, кем все же является Хатер - террористом, получившим задание от своих "кураторов", или же психопатом, "заразившимся дурным примером" и решившим сорвать злобу на обычных людях.
Ясно другое. Британская столица, в последнее время пережившая несколько громких терактов, образно стала "приманкой" для тех самых "одиноких волков террора", на которых делали ставку идеологи ИГИЛ (группировка запрещена в РФ. - "РГ"). Здесь уместно вспомнить о сотнях, если не тысячах "доморощенных джихадистов", прошедших обкатку в Сирии и Ираке и вернувшихся в Великобританию. И в любой момент готовых из разряда "спящих" превратиться в реальных "волков террора". О том, насколько все более обособленными от лояльного британского общества становятся национальные диаспоры, живущие по своим законам. И как следствие, о слабости агентурной работы силовиков в этих становящихся все более закрытыми "анклавах". Но есть еще один важный момент. В мае на симпозиуме спецслужб в Берлине глава МИ5 Эндрю Паркер призвал коллег противостоять "нападениям боевиков ИГИЛ и злонамеренным попыткам России подорвать западные демократии", вспомнив о "деле Скрипалей". Попытка списать на Москву едва ли не главную "угрозу для Великобритании" из уст главы контрразведки говорит о том уровне русофобии, который охватил Альбион. Это, наверное, проще, чем искать и выявлять доморощенных террористов. К тому же можно "прикрыть" и собственные проколы.