По городу интенсивно поползли слухи, что спектакли отменили по морально-этическим соображениям. Все женские роли и в "Саломее", и в "Служанках" исполняют мужчины.
По словам директора Астраханского театра оперы и балета Натальи Шаговой, театр в этой ситуации выступал просто как арендодатель площадки для постановки спектаклей. Но из-за того, что в ноябре театру будет выделено финансирование на ремонт сцены и эти деньги необходимо оперативно освоить до конца года, от коммерческих проектов, запланированных на эти даты, пришлось отказаться. При этом, по ее словам, организатора предупредили заранее и никто не запрещал ему найти альтернативную площадку.
- Мы сразу же предложили организатором гастролей альтернативу - театр "Аркадия" на тысячу мест. Он как раз позиционируется как летний гастрольный театр, в котором и проходят все коммерческие гастроли. Директор театра и сейчас готов предоставить свою площадку, никаких спектаклей на эти даты там не запланировано, - добавляет министр культуры и туризма Астраханской области Галина Зотеева.
Между тем представители компании, выступившей организаторами гастролей, говорят, что официально никто никакую площадку им не предлагал. По словам организатора концертов в Астрахани Романа Гурко, даже если бы такое предложение поступило, то они бы отказались, потому что технически эта площадка не подходит для проведения спектаклей такого уровня. К тому же, в "Аркадии" по его словам, нет даже фойе, и в зал люди заходят буквально с улицы.
Причем организаторы сетуют, что ажиотаж, поднятый вокруг этой темы уже изрядно их утомил и ситуация искусственно слишком раздута. Роман Виктюк также не дает подробных комментариев. Как рассказал он в эфире радиостанции "Говорит Москва", в данный момент он находится в отпуске. Также он отметил, что спектакль "Служанки" не сходит со сцены театра 30 лет и конфликтов на гастролях ни в России, ни в мире никогда прежде не вызывал.
Комментируя эту ситуацию, глава региона Александр Жилкин сказал, что никакого запрета на проведение спектакля не было и не будет. Ситуацию же спровоцировало то, что некоторые представители религиозных культурно-национальных обществ высказались против, но это было просто их мнение.
Наталья Шаинян, театральный критик:
- Спектакль "Служанки" родился как победа над косностью, предубеждениями и темной агрессией. Он возник в 1988 году, на заре новой России, и за свою тридцатилетнюю историю объехал, кажется, все континенты, повсюду собирая урожай оваций и наград.
Виктюк совершил тогда переворот в театральной эстетике, нашел свой язык, который и стал художественной основой его театра, немного позднее открытого в Москве и собирающего полные залы. Тридцатилетняя сценическая жизнь постановки - это уникальный случай в театре, показывающий, что поле внутренних смыслов в этом спектакле оказалось настолько широким и живым, что он меняется, органически приспосабливается к меняющимся настроениям в обществе и отвечает на мировоззренческие вопросы уже третьему поколению зрителей. Спектакль пережил три редакции и уже вошел в учебники по истории театра.
Роман Виктюк взял пьесу Жана Жене о служанках, уязвленных своей ущербностью, отчаянно завидующих красоте и любви своей госпожи и доходящих до убийства хозяйки. Пьеса о смертельной опасности рабства стала спектаклем-гимном свободе и красоте.
Пожелание Жене, чтобы роли исполняли мужчины, звучит эпиграфом к действию - и в этом отсылка к разным театральным эпохам, ибо женщинам веками не было хода на подмостки. В древнегреческом театре, в английском, в японском всех персонажей - мужчин, женщин, животных и духов могли играть только актеры-мужчины. Этот ход в спектакле Виктюка - вместе с необыкновенным гримом, музыкой, балетной пластикой, тягучими завораживающими интонациями исполнителей, которые почти пели свои роли, как партии - стал воплощением магии театра, сюжет очистился от бытовой составляющей, наполнился символическим смыслом. Это путешествие по закоулкам человеческой психики, иногда самым пугающим, превратилось в праздник театра, в утверждение всесилья и бессмертья таланта, хрупкости и мощи жизни, в волшебный сплав красоты и боли.
Веселая смелость и свобода автора спектакля, виртуозный профессионализм и самоотдача исполнителей сделали "Служанок" эмблемой целого направления в современном театре.