15.08.2018 13:52
    Поделиться

    В Балаклаве туристам пришлось штурмовать лодки, чтобы уехать с пляжа

    Лодки и ялики, которые возили туристов на балаклавские пляжи Ближний, Золотой, Васили, в самый разгар сезона перестали работать. Путь на плавпричал, у которого ошвартованы лодки, внезапно перегородили охранники, на посадку никого не пускали. Обстановка накалилась, когда капитаны не смогли забрать с пляжей отвезенных туда с утра отдыхающих. В конфликте пришлось разбираться городским властям и Общественной палате.

    - Причалы заблокировали, суда не вышли, пассажиров не допустили к посадке. Все произошло мгновенно, никто из предпринимателей не был готов, - говорит владелец маломерного судна Анатолий Лисовой. - Ситуация длилась полторы недели и заставила поволноваться и нас, и наших гостей, перед которыми очень неудобно.

    Туристы, которые пользовались услугами лодочников, были раздосадованы. Доставка на удаленный пляж им обходилась в 100-150 рублей - скромная цена для морской прогулки. Тем более что другим видом транспорта туда не добраться, единственная альтернатива - более часа пешком по горным тропинкам. Они пытались пробиться через ЧОПовцев, разразился скандал.

    Но хуже всех пришлось тем, кто остался на пляже, когда ялики перестали ходить. Среди них "повезло" оказаться публицисту, военному эксперту Владиславу Шурыгину, который написал об инциденте в соцсети.

    - После ареста причала сотни несчастных туристов оказались заперты на раскаленных пляжах, мгновенно превратившихся в ловушки, - рассказал он. - Люди буквально жарились под солнцем в ожидании, когда хоть кто-то их отсюда заберет. Я сам оказался в роли такого заложника, напряженно вглядывающегося в пустоту моря в надежде, что хоть кто-то приплывет и спасет меня из этой печки.

    - Как объяснить стремительное погружение севастопольской инфраструктуры в рейдерские "разборки" времен начала 1990-х? - недоумевает он. - Наведение порядка важно, но люди почему должны страдать? Неужели эту карательную экспедицию нужно было устраивать посреди курортного сезона?

    Как оказалось, в середине сезона на причале появился новый оператор, резко повысивший стоимость стоянки судов и нанявший охранников, чтобы не пускать тех, кого не устроит цена.

    Договор аренды балаклавского причала 3-Б между ГУП "Центр эффективного использования собственности города Севастополя" и НКО "Военно-охотничье общество" был заключен еще в апреле без проведения торгов. Как объяснили в правительстве, способ вполне законный, так как причал передан некоммерческой организации. Ее представители появились в Балаклаве только в конце июля и предложили судовладельцам подписать договоры на стоянку по цене 450 рублей за квадратный метр судна.

    Судовладельцы говорят, что тариф вырос в пять раз - с 1000 до 5000 рублей за небольшую лодку. Плюс к этому, за членство в организации требовалось отдать 30 тысяч рублей. Более того, договоры были датированы апрелем, а значит лодочникам предстояло выложить стоимость аренды еще и за четыре прошедших месяца. Они подсчитали, что город сдал плавпричал некоммерческой организации за 131 тысячу рублей в месяц, а та намеревалась собирать за стоянку судов более двух миллионов.

    - Так как организация общественная, ее целью не может быть извлечение прибыли, - пояснила руководитель приоритетного проекта развития Балаклавы Мария Литовко. - Все ее доходы должны идти на обслуживание базы-стоянки маломерных судов, покрывать расходы, но не более.

    На причале 3-Б базируется 277 маломерных судов (всего в Балаклаве их около 450). Как пояснила Литовко, он всегда был в собственности города, но лишь в прошлом году был кадастрирован и паспортизирован. Заключение договора аренды - следующий шаг в наведении порядка со стоянкой судов. Ведь лодочники и прежде каждый месяц платили за аренду, но куда шли эти деньги - власти города не знают.

    - Ранее на этом причале деньги с судовладельцев собирали неустановленные лица, - говорит чиновница. - Мы по этому поводу обратились с жалобой к правоохранителям. Чтобы причал использовался законно, а судовладельцы понимали, кому и на основании каких документов они должны платить, был заключен договор аренды. Так как 140 судов на причале принадлежит Военно-охотничьему обществу, договор решили подписать с ним.

    Она также отметила, что городские власти сейчас стараются навести порядок с использованием причалов в Балаклаве, поскольку в 2019-2020 годах начнется проектирование и строительство центра международного туризма и яхтенной марины, предусмотренных федеральной целевой программой.

    Владельцы яликов, со своей стороны, уверяют, что ничего не знают об этом НКО и не видели его руководство вплоть до июля этого года.

    - У нас много вопросов к возникновению этой организации, - рассказал "РГ" Анатолий Лисовой. - До 2014 года существовало общество охотников и рыболовов, которое использовало несколько причалов, в том числе социальный рыбацкий причал на 119 лодок. После перехода в Россию появилась новая региональная организация, которая имела хоть какое-то отношение к рыбакам, потом откуда-то возникла вторая, с похожим названием, а следом еще и ООО почти с таким же именем. Кто и как стал членами НКО, непонятно. Меня, например, туда записали без моего согласия. В итоге общественная организация попыталась получить с нас прибыль, выставив непомерную цену. Мы работаем только два месяца, а кормить семьи надо весь год.

    Конфликт разгорелся из-за того, что НКО не собиралось уступать судовладельцам и объяснять, почему взлетели расценки. Назначенный руководителем базы-стоянки маломерных судов Евгений Грицанов заявил, что разговор будет коротким: не хотят платить, на их места станут другие. Ранее Грицанов работал гендиректором судоремонтного завода "Южный Севастополь", который недавно прекратил деятельность, потеряв производственные мощности в Камышовом порту Севастополя. Городские власти расторгли договор аренды через суд из-за многомиллионной задолженности по арендной плате.

    Спор между оператором и владельцами яликов удалось уладить только после вмешательства департамента экономического развития Севастополя и Общественной палаты города. Судовладельцам и общественникам показали, из чего формируется тариф, во сколько обходится содержание базы-стоянки, сколько денег потребуется на ремонт и освидетельствование понтонного причала, который находится в аварийном состоянии. Был составлен новый договор, который устроил обе стороны. Он заключается до февраля 2019 года - срока действия договора аренды причала некоммерческой организацией.

    В результате для 158 судов стоимость стоянки снизилась с 450 до 250 рублей за квадратный метр. Еще 86 лодок будут платить по социальному тарифу - 1600 рублей в месяц, так как их владельцы - пенсионеры и рыбаки-любители.

    Комментарий

    Андрей Саносян, директор департамента экономического развития Севастополя:

    - Возникла общественно значимая ситуация, влияющая на репутацию города, поэтому власти вмешались. Для туристов нет разницы, кто с кем не может договориться. Они приехали с семьями, не смогли покататься, из этого формируется неприятное впечатление о городе. Наша задача, чтобы таких ситуаций не возникало.

    Поделиться