Есть в моей жизни незыблемая и неизменная величина - это Надежда Надеждина. До сих пор абсолютно неизведан предмет ее творчества, так до конца и не понят ее гениальный талант. Ей было Господом отпущено такое количество уникального дарования, что его хватило до наших дней, и оно будет жить дальше. Уверена.
Не случайно наш коллектив назван "Березка", это не какое-то имя нарицательное, а живое имя. Береза будет всегда зеленеть ровно столько, сколько существует Россия. "Березка" - символ нашей страны.
Я рано стала проявлять артистизм, в два года начала петь. Пела в трамвае, на руках у родителей, чем приводила их в смущение.
В четыре года меня приняли в художественную самодеятельность Дома железнодорожников, он просто был рядом с нашим домом. Я была хорошенькая, коса ниже пояса, белая. Меня сразу зачислили в группу сольного пения и в хор.
До сих пор помню первое состояние счастья, которое я испытала в своей жизни: кончилась война, и папа вернулся с фронта. От счастья сердце готово было выпрыгнуть из груди.
Знаете, я вижу счастье даже в тех моментах, когда были трудности неимоверные. Нас с мамой оставил отец, у него вроде любовь случилась.
Только спустя годы я стала понимать, сколько испытала моя мама, которая меня вырастила, дала образование. Богатейшее образование. У меня, слава тебе, Господи, набор многих знаний.
И сына моего она растила. Я дня не просидела с ним как мать, я была в этом плане лишена счастья материнства. Потому что ушла в декрет поздно, а после родов через несколько недель вернулась на сцену.
Филипп вскормлен разными кормилицами. Они ели капусту, чтобы было молоко, ребенок от этого покрывался всем, чем только было можно покрыться... Я умоляла их не есть, предлагала диету. Но они меня не слышали. За служение искусству мы часто платим счастьем и иногда даже здоровьем собственных детей.
Когда вечером прихожу домой, "кипят" все телефоны подряд. Три сотовых и городской.
Так редко дома бываю. Все время поездки. У нас есть дача под Москвой. Огромная территория, там стоит маленький домик. Все время собирались строить. То денег не было, то сил не хватало, то времени. Домик так и остался маленьким и простеньким. Но очень там уютно, вкусно и сытно.
Я люблю грибы собирать. Когда муж найдет белый гриб, кричит: "Мира!" Я бегу как ненормальная смотреть, как они растут. Когда мы едем домой, с полным багажником грибов, по дороге стоят люди и продают грибы. Я говорю: "Леня, давай продадим..."
А он говорит: "Мира, у тебя другое хобби. Ты приедешь, почистишь, отваришь и подаришь..." Знаете, я потом всю зиму вспоминаю, как растут грибы.
Я без русского леса жить не могу, не поверите, но именно лес стал одной из причин, по которой я не уехала из страны.
У меня нет тех благ, той позолоты, что у Волочковой, потому что я не Волочкова. Слава богу!.. Я как-то пошла на программу к Андрею Малахову, там была Настя, она меня спрашивает после программы: "Мира Михайловна, вы меня знаете?" Я говорю: "Да..." "Правда?" - по-детски восторженно переспрашивает она и дожимает: "Скажите, ну как?"
Я говорю: "Когда я вас первый раз девочкой увидела, сказала - Голливуд отдыхает". И я права, ее жанр сейчас не классика, не вестерн, а что-то иное, что не укладывается в известные мне жанры. Она этого не понимает, и отсюда много казусов и даже нелепостей.
В "Березке" нет танцовщиков, в нашем коллективе только артисты. Потому что каждый здесь проходит школу: как говорить глазами, как улыбаться, как чувствовать музыку, как стоять, как вырасти, как ручки держать. Как показать любовь к женщине, как показать чувства к мужчине. Всему этому учим.
Понимаете, у меня есть эталон, который я получила от мамы и от Надеждиной: как вести себя, какой быть матерью, какой быть бабушкой, каким быть наставником. В коллективе меня часто зовут "мамой". Это очень дорого для сердца. Очень!.. Я всегда знала и знаю, что добрым словом больше добьешься, чем грубостью. Это не значит, что я ванильная, нет. Я могу быть строгой, могу говорить "нет". Просто я не кричу никогда. Вернее, я кричу, когда хорошо, я могу орать от восторга и счастья.
Я на вы с интернетом, причем на Вы с большой буквы, скажу почему. Мне кажется, если я привыкну к компьютеру и интернету, я перестану видеть танец. Может, это кому-то покажется смешным, но у меня в душе живет это опасение...
Мой сын стал хорошим композитором. Я за него спокойна. У него отец был не Леня, мой сегодняшний муж. Леня его воспитал, отец Филиппа был очень талантливый человек, цыган. Уникальный хореограф, блистательный танцовщик. Он ухаживал за мной с детских лет. Но мы танцевали в разных коллективах. Он в ансамбле Игоря Моисеева, я в "Березке". Моисеев хотел, чтобы я ушла к нему, в пику Надеждиной... Я верная и от добра добра никогда не искала.
Почему расстались? Знаете, как у Чехова, ревновал бешено, сам же изменить был большой охотник. За ними бегали дамы... Он позволял им бегать...
Есть ли любовь на свете? Она разная, она как ромашка. Она не может быть однозначной и только плотской. Любить - это значит уважать, признавать, жалеть - это все тоже слагаемые любви.
Несколько лет назад Боря Моисеев меня умолял: "Миронька, миленькая, поставь номер, чтобы на мотив вальса меня на сцену выносили в гробу... Я хочу, чтобы это было сделано именно твоими руками... Озолочу!.."
Я отшатнулась от него после услышанного. Говорю: "Боря, ты с ума сошел? Я права не имею такое делать. Мне потом твои деньги колом встанут..."
Сегодняшнее телевидение - это часто коварное шоу, надо выпустить на экран заведомо провокационную историю. Заработать денег на этом, создатели провокаций знают, что многие люди этому верят. Верят всему, что показывают по "ящику".
Настоящее имя и фамилия Миры Кольцовой - Мириам Равичер. Ей знаменитая Надежда Надеждина как-то сказала: "Иди в ЗАГС и меняй имя. Ты Мира". Помолчав, добавила: "Мира Кольцова..."
В государственном хореографическом ансамбле "Березка" Мира Кольцова танцует с 1957 года, с 1979 года и по сегодняшний день она его художественный руководитель.
Она выпускница хореографического училища при Большом театре.
Народная артистка СССР и почетный гражданин американского города Майами. Ее второй муж - Леонид Смирнов, дирижер, народный артист России.