Рядом с домом корреспондента "РГ" на пятачке у автобусной остановки - пять на пять метров - теснятся киоски с минеральной водой и табаком, газетами и журналами, овощами и фруктами, хлебобулочными изделиями. Иногда появляется микроавтобус "Ремонт обуви". Все они расположились рядом с двухэтажным "минисупермаркетом" (именно так именуют магазинчик владельцы). У меня давно возникли подозрения, что все киоски и "маркеты", кроме хлебного и газетного - поскольку те принадлежат солидным компаниям, - отхватили себе место незаконно. Но городские власти до них пока не добрались: жилой район не центральный, да и дорога не главная…
Зато добрались до других. Только за июль в городе снесено 57 самовольно установленных торговых объектов. Их вывезли на специальный склад. Вернуть имущество владельцы могут, оплатив стоимость демонтажа и хранения, но не все спешат это делать. За полгода убраны десятки незаконных рекламных конструкций, гаражей, нелегальных стоянок и демонтированы почти 370 метров ограждений.
Городским лидером по количеству самовольно установленных ларьков и масштабу неразрешенной торговли с автофургонов была, пожалуй, улица Русская. Там между автобусной остановкой и стационарными магазинами муниципальные чиновники насчитали в день рейда более 20 прилавков с овощами, колбасой и халатами, висевшими на бельевых веревках, натянутых от дерева к дереву. А прилавком для парного мяса служил пень: по весне городская служба срубила здесь старые деревья. Про отсутствие подключенного к пню холодильника даже упоминать излишне.
- Проводите рейды совместно с полицией, принимайте меры, но порядок обеспечьте, - приказал руководителям административно-территориальных управлений избранный полгода назад мэр Владивостока Виталий Веркеенко, в сердцах заметивший, что "запустили город донельзя".
Следующая задача - упорядочить существующую схему НТО, исключив из нее киоски и ларьки, не обеспечивающие должное размещение, внешний вид и санитарно-гигиеническое состояние продукции. По данным городского управления экономического развития, к началу августа во Владивостоке действовало свыше двух тысяч нестационарных торговых объектов. Из них разрешение на торговлю есть едва ли у половины.
- Схема НТО была задумана как система обеспечения горожан товарами первой необходимости в торговых точках шаговой доступности и по низким ценам, которые торговцы должны держать, так как не платят за аренду земли и торговых площадей. При утвержденных 1,3 тысячи мест количество палаток и ларьков сильно разрослось. Многие из них имеют неприглядный вид и располагаются в пешеходных и даже в автомобильных зонах. Кроме того, от Роспотребнадзора и Россельхознадзора поступают сигналы, что порой товары в таких торговых точках не соответствуют санитарно-гигиеническим нормам, продукты питания не имеют подтверждающих качество документов, - говорит Сергей Захарченко, руководитель самого большого района Владивостока - Советского.
Следует акцентировать внимание на словах управленца о бесплатном пользовании землей. Как отмечают в городской администрации, "приморская столица является единственным городом страны, где нестационарные торговые точки ни копейки не платят в городской бюджет". Задумывая систему НТО, во Владивостоке надеялись, что она сможет удовлетворить потребности покупателей с низким доходом, тех же пенсионеров. Считалось, что уличные предприниматели хорошо знают своего потребителя. Но с годами всякого рода ларьков стало столько, что о личном знакомстве продавца и покупателя уже не приходится говорить.
Показательным мероприятием станет наведение порядка на набережной Спортивной гавани в краевом центре. Здесь разрешена торговля сувенирами, водой, сладкой ватой, мороженым. Однако в мэрии считают, что почти 40 киосков и ларьков с однообразным ассортиментом - слишком много для набережной.
- Останутся только 17 объектов. Их уберут с прогулочной зоны, расположив на Аллее мастеров - она предназначена для продажи сувенирной продукции. Стойки с мороженым и матрешками будут не расставлены сплошным рядом вдоль улицы, а размещены точечно и упорядоченно, - объявил на встрече с предпринимателями начальник управления экономического развития мэрии Александр Вициенко.
К слову, обновление одного из любимых жителями и гостями приморской столицы мест отдыха ведется совместно с московским конструкторским бюро "Стрелка", которое разрабатывает новую концепцию центральной набережной.
И, главное, после утверждения в городе новой схемы НТО торговые места будут выставлены на аукционы, начать их проведение планируется после 18 августа. Расчет платы произведут исходя из кадастровой стоимости земельных участков. К аукционам допустят только те торговые предприятия, которые выплачивают сотрудникам "белую" зарплату и следят за качеством продукции. Еще муниципалитет намерен увеличить штрафы за незаконную торговлю. Также он разрабатывает единый дизайн киосков, поскольку отказываться от "уличных лавочек" совсем в мэрии не планируют. Киоски удобны покупателю, держат в конкурентном тонусе ретейлеров, снижают социальную напряженность, дают работу местным жителям, наконец, это неотъемлемый элемент летней торговли. А как без нее в городе у моря?