По данным контрольных служб, молочные полки сибирских магазинов завалены фальсифицированным товаром. Местные, иногородние и столичные компании выдают продукты, содержащие пальмовые заменители, за натуральные молочные. В Омске чаще всего подделывают сливочное масло.
- За последние полгода мы выявили восемнадцать таких случаев, - сообщила "РГ" замначальника профильного отдела регионального Роспотребнадзора Юлия Меньщикова. - Еще два десятка подтвержденных претензий от покупателей касались кисломолочных продуктов, сыра, молока и мороженого.
Эксперты подчеркивают: новый техрегламент - это не кампания против продуктов с использованием растительных жиров.
- Содержание растительных заменителей молока вовсе не означает, что товар плохого качества. Просто это другой продукт. Европа, например, производит мороженое из растительных жиров. У нас сложилась другая традиция. Сибирский пломбир имеет сливочное происхождение, поэтому его отличает особенный фирменный вкус, который так ценится, в том числе за рубежом. Но и стоит он дороже, чем суфле, произведенное из пальмового масла. Между тем рынок наводнен товарами, имеющими дешевую составляющую, но выдающих себя за дорогие. Добросовестные производители терпят убытки, покупателей вводят в заблуждение. Это неправильно, - отметил начальник отдела переработки и товарного рынка министерства сельского хозяйства Омской области Константин Цыпленков.
Техрегламент призван донести до покупателя достоверную информацию. О том, что это необходимо, говорят факты. По данным Роспотребнадзора, в первом полугодии претензии только омских санврачей предъявлены к 338 партиям продовольствия. За нарушения санитарного законодательства и техрегламента составлено 269 протоколов, общая сумма штрафов превысила 7,5 миллиона рублей. На телефон горячей линии поступило 328 обращений потребителей. А судебные приставы остановили конвейер омского предприятия, регулярно нарушавшего регламенты в производстве молочных товаров.
- Цель новшеств - помочь потребителям понять, что они берут - натуральную молочную продукцию или товар, содержащий заменители. Производитель должен не просто это обозначить, а подробно расписать: "молокосодержащий продукт с заменителем молочного жира, произведенный по технологии плавленого сыра, сметаны либо творога, и так далее. А при необходимости дополнить фразой "содержит растительные масла", - поясняет Юлия Меньщикова. - Разместить эти данные он должен полностью, без сокращений. Кроме того, поправки запрещают использовать термины типа "сырный", "сычужный", "сметанка", "маслице", "творожок", "сливочки" и другие, способные ввести потребителя в заблуждение. Сейчас такого рода названия встречаются сплошь и рядом.
Как это скажется на рынке молочных продуктов? Ряд экспертов считает, что "молочку" ждут заметные изменения: не исключено, что многие производители откажутся от использования растительного сырья, раз уж это теперь нельзя замаскировать, и начнут выпускать более дорогой товар. Другие с этим не согласны.
Например, один из кемеровских производителей убежден, что большинство потребителей будет выбирать на прилавках то, что дешевле, каким бы крупным шрифтом ни указывали производители на упаковке состав продукта: "Покупательная способность у населения низкая. И это, увы, решающий фактор. Из настоящего сухого молока можно производить качественный товар, но его себестоимость, а значит, и итоговая цена будет высокой. С "болтушкой" на основе пальмового масла и китайского мелатонина он конкурировать все равно не сможет".
Кроме того, по его словам, в Кузбассе сегодня не производится достаточного количества натурального молока. Потому что коров в нынешних экономических условиях (в частности, при существующих тарифах на энергоносители) держать невыгодно.
- Мы закупаем сырое молоко у девяти местных поставщиков. Один ездит к нам за сотню километров из другого района, потому что закупочная цена у нас выше. С другой стороны, цену на выходе мы стараемся удерживать. Потому что качественный продукт должен быть доступным для таких категорий покупателей как старики и дети. Так что и от порядочности производителя многое зависит. Но вот в федеральных торговых сетях нашей сметаны, кефира, творога и йогуртов вы не найдете, потому что натуральные продукты мелким производителям пропихнуть туда практически невозможно, - резюмировал производитель.
Между тем
Эксперты утверждают: теперь главное - не допустить недобросовестной конкуренции и заставить всех производителей напечатать "честные этикетки". Для перехода на новый регламент дано полгода. Наказывать за недостоверную информацию начнут с 15 января 2019-го. За несоблюдение требований предусмотрен штраф для юридических лиц в размере до 300 тысяч рублей, а при повторном нарушении - до одного миллиона.