Российская газета - Неделя - Северо-Запад7643
16.08.2018 14:11
Российская газета - Неделя - Северо-Запад7643

Низкий коэффициент

В "Российскую газету" обратилась Александра Петровна Меньшикова - пенсии 87-летней петербурженке едва хватает на то, чтобы заплатить за квартиру и купить необходимые лекарства. И это притом, что она имеет целый ряд социальных статусов: ветеран войны и труда, инвалид второй группы, почетный донор России. "Я всю жизнь проработала, а теперь свожу концы с концами, и никто не может мне объяснить, почему", - жалуется читательница. Мы попытались разобраться в тонкостях пенсионных начислений.

Александра Петровна родилась в 1931 году, войну встретила второклашкой. Перед началом блокады Ленинграда ее вместе с двумя братьями и мамой вывезли из города в эшелоне, но эвакуация превратилась в длительное путешествие, и везде - попытки выжить. Саша с детством распрощалась быстро: чтобы прокормить семью, усилий одной матери было недостаточно, и девочка тоже пошла работать. Вместе с другими ребятами в ремесленном училище ее научили пилить, рубить, строгать, "махать молотком" - эти навыки в истерзанных войной населенных пунктах были одними из самых нужных. А еще спасали "раздобытки". Это когда можно было незаметно ухватить крупы на мельнице или за компанию с соседскими детьми забраться через разбитое окно на консервный завод. Однажды в здании школы Саша наткнулась на вспоротые мешки - манка, рис, гречневая крупа... Недолго думая, сняла кофту и набрала в нее перловки и пшена. Из дома бросилась туда уже с наволочкой, но не добежала - в школу попал снаряд, и девочка выжила чудом - ее откинуло взрывной волной.

Первая официальная запись в трудовой книжке Александры Петровны сделана в 1944 году. Тогда она устроилась на Морской завод имени Орджоникидзе в Севастополе и два года простояла за токарным станком. С этого возраста работу уже не оставляла: переплетчица в архиве, контролер в цехе, бухгалтер, брошюровщица на полиграфической фабрике, сотрудник отдела сбыта на трикотажно-чулочной фабрике, заведующая хозяйственной частью Ленгорздравотдела, лифтер - вот лишь часть из списка мест, где ей за всю жизнь пришлось потрудиться. Окончательно "на покой" Меньшикова ушла уже в 1990-м, и то только потому, что тяжело заболел супруг.

- А ведь я еще тринадцать лет отработала санитаркой в рентген-кабинете городской психиатрической больницы имени Скворцова-Степанова. Никакой защиты у нас тогда не было, надевали фартуки по 17 килограммов весом - и все. Я держала больных под рентген-экраном, и в силу их недуга, надо сказать, это было тоже совсем непросто, - вспоминает пенсионерка.

По ее словам, тогда стаж за работу во вредных условиях обещали насчитать по схеме "год за полтора", и именно такой расчет подстегнул ее взяться за эти малоприятные обязанности. Но в итоге этого сделано не было.

- Если бы это время посчитали как нужно, то стаж только в одной больнице у меня был бы почти 20 лет. А в Пенсионном фонде, когда я звоню и пытаюсь что-то узнать, мне хамят и больше ничего, - сетует пенсионерка.

Ситуация действительно складывается странная: со всеми надбавками Александра Петровна получает в среднем 15 тысяч рублей ежемесячно.

Нужно проявить инициативу

В отделении Пенсионного фонда России (ПФР) Калининского района соглашаются - пенсия у Меньшиковой для Санкт-Петербурга и правда маленькая, но по России, в общем-то, "нормальная, более-менее". Объяснили это так. Во-первых, на пенсию петербурженка вышла раньше положенного - в 46 лет, а во-вторых, хоть цифра общего стажа и внушительная, но пенсионный коэффициент (параметр, которым оценивается каждый год трудовой деятельности гражданина) - слишком маленький.

- Даже если бы она ушла как положено, остается проблема крайне низкой зарплаты. Например, когда она работала санитаркой, то получала 70 рублей, то есть взносов за эти годы почти не накопилось. Коэффициент у нее получился 0,6, тогда как максимальный принят в размере 1,2, - поясняет начальник управления ПФР в Калининском районе Ольга Шаулова.

Что касается вредных условий, то как же все-таки подсчитаны годы работы в психиатрической больнице, ответить "РГ" не смогли. Зато заверили, что в любом случае при такой зарплате ощутимой прибавки это не даст. Перво-наперво, советуют в фонде, женщине нужно сделать перерасчет. Чтобы хоть как-то увеличить сумму пособия, в пенсии можно учесть время отпусков по уходу за детьми - сейчас это позволяет закон, и это как раз выгодно тем, у кого низкие заработки. Но инициатива перерасчета должна исходить непосредственно от гражданина.

- Нам ни одного заявления от Александры Петровны за все это время не поступало, - говорит Ольга Шаулова.

Еще, подчеркивает она, пенсию можно увеличить на 1200 рублей ежемесячно, если оформить уход за пенсионеркой. По возрасту эта "опция" уже ей доступна, нужно только обратиться в фонд с трудовой книжкой. Либо сделать это может кто-то из ее родственников по доверенности. Получить первую выплату реально уже в августе.

Только кажется, что много

Что же касается остальных прибавок, то все у Меньшиковой рассчитано по максимуму, отмечают в районном управлении ПФР. Подтвердили эту информацию и в городском комитете по социальной политике. Так, к страховой части пенсии добавляется ежемесячная денежная выплата по инвалидности, по ней же - денежная выплата на оплату коммунальных услуг, а еще раз в год пенсионерка получает надбавку как лицо, награжденное нагрудным знаком "Почетный донор России". За счет средств городского бюджета Меньшикова получает дополнительное ежемесячное материальное обеспечение ветеранам войны из числа тружеников тыла. Но все вместе - только кажется, что много, на самом деле каждая из выплат редко доходит до тысячи рублей.

- На пенсию я ушла раньше как раз потому, что зарплата была маленькая, а у меня семья - надеялась, что это как-то поможет. И в Пенсионный фонд за перерасчетом я несколько раз обращалась, у меня и бумаги есть, - недоумевает петербурженка.

Сейчас, по просьбе "РГ", в ПФР Калининского района готовы детально рассмотреть обращение Александры Петровны и помочь ей хоть немного, но повысить свои начисления.

На заметку

В Пенсионном фонде по Санкт-Петербургу и Ленобласти отмечают: если вы хотите получить подробную информацию о своих начислениях, то обращаться в отделы по каждому конкретному району лучше всего лично. Прием по определенным дням ведут инспекторы, либо - если есть какие-то сомнения - записаться можно к начальнику управления. В таком режиме, в отличие от телефонного разговора, все обещают разложить по полочкам, а для наглядности подкрепить имеющимися документами.