От крепости "Керчь" до Крымского моста рукой подать. Вот он весь внизу, как на ладони, уходит в море и теряется вдали. Без бинокля можно наблюдать за работой строителей. Таманский берег отсюда кажется совсем близким. Ведь крепость и строилась в самом узком месте пролива, чтобы надежно его защищать.
Оценить масштабы этого поистине исполинского военно-инженерного сооружения, можно только побывав здесь. На 200 гектарах форта мог бы разместиться какой-нибудь небольшой город вроде Щелкино. И это только сам памятник. Вместе с охранной зоной он вдвое больше. Да крепость и похожа на город, оставленный людьми. Тщательно спрятанные под землей оборонительные стены, редуты, куртины почти незаметны для посторонних глаз. Со стороны все напоминает просто холмистую местность. Недаром европейские державы 30 лет и не догадывались, что Россия построила новую крепость на стыке двух морей. Военные ушли отсюда в начале 90-х годов прошлого века, и на долгих 20 лет здесь поселилось запустенье. Теперь сюда вернулись саперы, чтобы окончательно передать крепость музею.
- Это наша экспозиция свежих находок, - показывает импровизированную коллекцию артефактов начальник штаба отряда, майор Иван Воробьев.
Среди заржавевших стволов винтовок, патронов, гаечных ключей и гильз выделяется необычно больших размеров подкова.
- В XIX веке и раньше снаряды, и сами пушки возили ломовые лошади, - поясняет майор. - Это их подковы мы находим.
Первые укрепления здесь появились еще в конце XVIII века. Саперы до сих пор находят гладкоствольное оружие и снаряды тех времен. Одних только орудий в крепости было столько, сколько Наполеон выставил на поле Бородинского сражения. За без малого 250 лет истории этого места ни один военный конфликт, затронувший Крым, не обошел крепость стороной. Здесь хранились арсеналы Черноморского флота периода двух мировых войн, не считая собственных боеприпасов. В лучшие времена гарнизон крепости насчитывал почти 5500 человек. А в мае 1942 года она стала еще одним рубежом обороны. После ожесточенных сражений большую часть складов пришлось взорвать, чтобы не оставлять фашистам. Поэтому неудивительно, что саперам здесь хватает работы на многие годы.
Рабочий день саперов Центра по проведению спасательных операций особого риска "Лидер" начинается в 05.00 утра. Подъем, завтрак, построение и в 6.00 уже на разминировании. Под началом командира отряда, майора Виталия Олейникова 11 бойцов. Среди них только трое новичков. У остальных за плечами боевой опыт Югославии, Чечни, Южной Осетии и других горячих точек. В крепости "Керчь" саперы работают в облачении первого класса защиты. Это кевларовый бронежилет, шлем, металлоискатель, лопата. Есть и более тяжелая защита третьего класса, но здесь ее не применяют.
- Жилет способен защитить от поражения взрывчатым веществом массой до 200 граммов в тротиловом эквиваленте, - говорит командир. - Например, спасет от разрыва гранаты РГД-33 или противопехотной мины ПМН-2.
Выход на позиции начинается с работы металлоискателей. Отечественный АКА-Сигнум разделяет металл на черный и цветной и находит осколки весом до пяти граммов на глубине 50-60 сантиметров. Площадь поиска разбита на квадраты со стороной 50 метров, а они в свою очередь разделены на метровые коридоры, которые проходят саперы. Работать на территории крепости сложно, признают взрывотехники. Во-первых, местность сильно пересеченная. На отдельных 30 метровых склонах нужно спускаться с альпинистским снаряжением, страхуя друг друга. Во-вторых, земля здесь буквально нашпигована металлом. Прибор не устает подавать сигналы, и на каждом квадратном метре порой приходится извлекать до 10-15 предметов. Ведь понять, осколок это, бомба или старая подкова, можно только вынув их.
С 2015 года, когда центр "Лидер" начал разминирование, саперы расчистили уже 230 гектаров, достав из земли 23 тысячи взрывоопасных предметов. Но нынешний год особенно урожайный на смертельные находки. Разминирование началось только в конце июля, а в арсенале "Лидера" уже 17495 снарядов.
В работе саперам помогают собаки. В составе группы есть несколько расчетов с четвероногими питомцами.
- Даже пролежав 70 лет в земле, взрывчатка имеет специфический запах, который собака чувствует, - говорит майор Воробьев. - Собаки разных пород помогают нам, но лучше других подходят немецкие овчарки.
Зато вместо собак на помощь людям теперь пришел роботизированный комплекс МV-4. Он создан для прокладки коридоров в минных полях и способен за час обезопасить от противопехотных мин от 0,5 до 1 гектара местности. Бойковый вал робота вращается со скоростью 900 оборотов в минуту, буквально перемалывая грунт на глубину до 32 сантиметров. Обороты такие, что взрыватель мины порой не успевает сработать, прежде чем бойки превратят ее в пыль. Но даже взрыв не выведет механизм из строя.
- Противопехотные мины для него все равно, что семечки, - рассказал оператор робота Иван Шишкарев. - Машина может выдержать любую мину, массой до восьми килограммов в тротиловом эквиваленте.
После робота каждый участок еще раз проходят люди. Как говорится, технике доверяй, но проверяй. Работа саперов заканчивается в 12.00. Снаряжение хоть и кажется не таким уж тяжелым, всего 9 - 10 килограммов, но разминировать на 35-градусной жаре в жилете и шлеме крайне непросто.
У каждого сапера есть особый счет самым сложным заданиям. У майора Олейникова это фугасная авиабомба весом 1800 килограммов, уничтоженная в Подмосковье. Только взрывчатого вещества в ней было около тонны. Такие в крепости "Керчь" не находили, а вот весом в тонну в прежние годы попадались. Но основной улов этого года - боеприпасы калибром от 20 до 76 миллиметров.
- В прошлом году было две фугасные авиабомбы с электрическим взрывателем, - вспоминает командир. - А в этом году запомнились две гранаты британского производства времен первой мировой.
Вообще авиабомбы, будь то немецкие или советские, считаются наиболее коварными находками. В них много пикриновой кислоты, во взаимодействии с железом образующей пикраты. При механическом воздействии они легко взрываются.
Для майора Олейникова и его бойцов работа в Керчи - уже неизвестно какая по счету командировка. В этом году им предстоит очистить от опасных предметов 80 гектаров территории памятника. 2 сентября на смену первой группе прибудет вторая, которая продолжит работу до октября. И может тогда, командир и его парни смогут побывать в своих семьях перед следующей командировкой.
Справка "РГ"
Керченская крепость (форт Тотлебен) расположена на мысе Ак-Бурун на берегу Керченского пролива. Крепость была построена в XIX веке для охраны южных рубежей Российской империи. По условиям Парижского мирного договора Черное море объявлялось нейтральным, а России было запрещено иметь здесь флот и военные порты. Укрепление же пролива не противоречило условиям договора. Работы вели с 1856 по 1872 год. Руководил строительством генерал граф Эдуард Тотлебен. В 2003 году территорию крепости передали Керченскому государственному историко-культурному заповеднику.
Вадим Иглин, командир отряда Центра по проведению спасательных операций особого риска "Лидер":
- По предварительным оценкам, для очистки поверхности крепости от взрывоопасных предметов потребуется еще около двух лет. На ее территории есть многочисленные блиндажи, схроны, тоннели, другие подземные сооружения. Их разминирование может занять дополнительное время. Наша задача - очистить памятник на 100 процентов, чтобы больше к этому не возвращаться.