16.08.2018 08:53
    Программа
    Поделиться

    В поликлиниках Урала внедрят бизнес-подход к управлению

    Проект "Бережливая поликлиника", стартовавший в стране всего-то пару лет назад, уже привел к серьезным изменениям. По данным Минздрава РФ, в медучреждениях, перешедших на новые принципы работы, время ожидания приема врача для пациентов сократилось в восемь, а кое-где и в 12 раз. Методы логистики и разумной оптимизации, взятые из корпоративного менеджмента, вписались в медицину как родные.

    В Свердловской области инновационный проект запустили в 2017-м, но он набирает обороты. "Цель - сделать медицинскую помощь оперативной и доступной для всех жителей региона", - подчеркивает губернатор Евгений Куйвашев. В пилотной программе поначалу участвовали только две поликлиники из Екатеринбурга. С нынешнего года их опыт активно тиражируется. Как муниципальные медучреждения становятся доброжелательными к пациентам и учатся рациональным тратам, выяснял корреспондент "РГ".

    Концепция концерна

    Сама концепция "бережливого производства" пришла, как известно, из Японии. Философию поиска оптимальных решений для получения наилучшего результата сформулировал в прошлом веке один из соучредителей известного автомобильного концерна, инженер и изобретатель Тайити Оно. Он утверждал, что управление предприятием должно основываться на постоянном стремлении к устранению потерь и максимальной ориентации на потребителя.

    Вроде бы где машины, а где уколы. Но промышленно-менеджерский подход серьезно встряхнул российские учреждения здравоохранения первичного звена.

    - Этот проект позволил полностью переформатировать логистику в поликлиниках, за короткий период достичь основных целей: сократить время нахождения пациента в медучреждении, убрать очереди, оптимально выстроить процесс лечения, - говорит министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова.

    На Урале у новой модели большие перспективы. Как сообщил губернатор Евгений Куйвашев, в "бережливом формате" к концу нынешнего года будут работать 48 поликлиник, а через пять лет новые подходы должны освоить уже 329 медучреждений.

    Например, в Екатеринбурге новшество предпочитают внедрять поэтапно: стартуют с преобразований, которые являются составляющими проекта, - "Открытая регистратура" и "Электронная очередь". Ликвидация очередей в регистратуру в этом году предстоит в 44 поликлиниках города, а через три года сервис записи к врачу через электронные терминалы будет доступен во всех поликлиниках уральской столицы, сообщила первый заместитель начальника управления здравоохранения Екатеринбурга Татьяна Савинова.

    Любопытно, что, несмотря на экономическую концепцию, критерием успеха выбран сугубо эмоциональный показатель - удовлетворенность жителей качеством медицинской помощи: через пять лет 70 процентов уральцев должны вспоминать о визите к доктору только с благодарностью.

    Пока новации в здравоохранении большинство оценивает по внешним признакам: современному интерьеру, изменившейся работе регистратур, электронному оснащению медкабинетов.

    - На самом деле перестройка глобальная. Происходит множество невидимых для посторонних глаз процессов, которые касаются и логистики, и менеджмента, и финансовых вопросов работы медучреждения, - уверена главный врач поликлиники № 4 Нижнего Тагила Жанна Климова.

    Первой исчезла очередь

    Преобразования в этой поликлинике начались еще в 2014 году, когда Климова только вступила в должность. Пришла новый главврач в первый день на работу и ужаснулась очередям, выстроившимся от окошек регистратуры. Систему организации работы явно необходимо было менять.

    - В то время подобный проект уже работал в Москве. Дотошно изучила их опыт и начала внедрять у себя. Понятно, что на местах бюджеты другие, но мы вначале проводили организационные мероприятия, не требующие больших финансовых затрат. Потому что понимали: необходимо менять подходы, - рассказала Жанна Климова корреспонденту "РГ" во время экскурсии по поликлинике.

    Первым делом перестроили регистратуру: вместо пары окошек - "амбразур" сделали 11 - на весь холл - стоек. Следом, чтобы регистраторы не отвлекались на поиск медицинских документов, организовали картохранилище. Сотрудники до сих пор вспоминают, как устроили субботник по "переселению" карточек: в выходные пришли на работу с детьми и мужьями, выстроились в цепочку и стали из рук в руки передавать стопки бумаг. Параллельно мужчины устанавливали стеллажи. В общем, справились за пару дней: 44 тысячи карточек в идеальном порядке выстроились на полках. И уже с понедельника поликлиника заработала в новом режиме. Чтобы медкарты не терялись, по ним ввели строгую отчетность, доступ в хранилище - по специальному коду, в штат ввели особую должность с забавным названием "картоноша".

    Обошлись без прачечной

    С тех пор поликлиника № 4 внедрила уже с десяток новаций, чтобы весь процесс приема больных выстроился в четкую цепочку. Главврач лично с секундомером в руках проверяла варианты организации работы, чтобы найти оптимальный. Не менее тщательно выстраивала финансовую политику медучреждения. Она, врач с 25-летним стажем, специально заочно окончила академию госслужбы, чтобы получить дополнительно экономическое и управленческое образование. Без этих знаний, уверена Климова, руководителям современного здравоохранения не обойтись.

    - Об оптимизации сейчас мало добрых слов услышишь. Но на самом деле есть здоровые решения, которые помогают медучреждению не просто экономить, но и развиваться, - поясняет главврач. - К примеру, в нашей поликлинике работала прачечная. Несколько старых стиральных машин, которые постоянно требовали ремонта, - сплошные затраты. Прачечную закрыли, перешли на аутсорсинг. Оказалось выгодно. Сейчас просчитываем, можно ли отказаться от своего автопарка и пользоваться услугами наемного транспорта, оплачивая только часы, использованные по назначению.

    Принцип страховой медицины предполагает, что больницы зарабатывают, обслуживая пациентов. Чем больше приписанных к поликлинике жителей, тем больше перечисления из ТФОМС и бюджета. По словам Климовой, в их медучреждении, которое обслуживает 85 тысяч человек, 91 процент доходов - поступления из фонда обязательного медстрахования (ТФОМС). Остальное - коммерческая деятельность: платные услуги, комиссии по трудоустройству, профосмотры и так далее. Следовательно, чем лучше работает поликлиника, тем больше людей захочет обратиться сюда за помощью. В последние годы прирост числа пациентов составлял до 300 человек. С каждым больным "приходит" 211 рублей в месяц. Так что качество обслуживания и финансовые показатели в здравоохранении - понятия тесно переплетенные.

    Благодаря четким экономическим расчетам и отсутствию кредитных обязательств небольшое медучреждение смогло и перестроить помещения, и пополнить штат новыми специалистами, и выполнять "дорожную карту" по зарплате: доктора получают здесь не менее 60 тысяч рублей, средний медперсонал - 30 тысяч.

    Перемены - к деньгам

    В областной "бережливый" проект нижнетагильская поликлиника № 4 официально вошла в прошлом году. Осуществлять задуманное стало легче: на продолжение преобразований из облбюджета ей было выделено 4,8 миллиона руб­лей. На эти средства в медучреждении запустили кол-центр, установили сестринские посты, полностью преобразили холл, избавившись от регистратуры (функция записи к врачам переведена в элект­ронный формат). Первый этаж сейчас напоминает холл хорошей гостиницы, где вас приветливо встречает администратор и разъясняет дальнейшие действия. Вдоль стен мягкие диванчики - можно отдохнуть и подождать такси. При нас одна из пожилых посетительниц испугалась непривычной картины: "Здесь же поликлиника была!" Пришлось администратору объяснять, что перемены к лучшему.

    По словам сотрудников учреждения, у них еще много проектов, которые хотелось бы воплотить в жизнь. Но их целесообразность необходимо еще доказать в областном минздраве. Проект "Бережливая поликлиника" - это не неиссякаемая бюджетная река. Он финансируется по целевому принципу: план преобразований, их обоснованность, в том числе финансовую, главный врач должен представить специальной комиссии. Только после ее одобрения откроется финансирование из региональной казны и ТФОМС. Проекты разные: какое-то медучреждение рассчитывает на 800 тысяч рублей обновить мебель, другое же закладывает более 16 миллионов на глобальную перестройку. Не все гарантированно получат добро. К слову, российский минздрав разработал новые критерии оценки качества оказания медуслуг по программе госгарантий. Среди них информативность сайтов клиник, отношение медперсонала к пациентам и время ожидания приема врача. За каждый критерий будут начисляться баллы, которые в итоге скажутся на финансировании и поощрении медучреждений.

    - Важно, что начинания вашего региона становятся базовыми для многих общенациональных программ страны, - отметила министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова во время недавнего рабочего визита в Свердловскую область.

    Поделиться