Во Франции наравне с местными водительскими правами признаются и имеют одинаковую силу те, что выданы в странах, входящих в Евросоюз, а также еще в трех государствах - членах Европейского экономического пространства, а это Исландия, Норвегия, Лихтенштейн. У Франции также имеются двусторонние соглашения об обоюдном признании водительских прав с 80 странами. В их числе Россия, Япония, Сербия, 18 штатов из 51, составляющих США, Ливан и ряд других. Правда, носители этих водительских документов обязаны в течение года поменять их на местные права. В противном случае им придется пройти длительную и весьма дорогостоящую процедуру получения водительских прав во Франции.
Имея на руках права французского образца или прочих государств ЕС, а также документы, подтверждающие законное проживание на территории страны и разрешение на трудовую деятельность, можно претендовать на работу в качестве таксиста. Однако для этого необходимо сдать довольно сложный экзамен, чтобы получить профессиональное удостоверение шофера такси (то же самое касается других видов транспорта), без которого заниматься извозом строго запрещено. Это уже не говоря о том, что придется пройти весьма придирчивую медицинскую комиссию.
Иран, как и Россия, является одной из 68 стран мира, которая в 1968 году подписала Венскую конвенцию "О дорожном движении". Этот документ устанавливал для государств - участников договора общие принципы, на основе которых должны разрабатываться автомобильные нормативные правовые документы. Поэтому граждане РФ, приезжающие в Исламскую Республику, могут при вождении автомашины спокойно пользоваться российским водительским удостоверением.
Однако совсем по-другому обстоит дело для тех иностранцев, которые решили поработать в Иране водителями такси и общественного транспорта. Для получения соответствующего разрешения им придется обратиться в Организацию безопасности дорожного движения Ирана. При предъявлении национального водительского удостоверения такой категории граждан за небольшую плату выдадут водительские права международного образца. И только после этого иностранцу можно работать в качестве таксистов.
На практике же иностранцы в Иране, в частности, в столице страны, на таксомоторном рынке вообще отсутствуют. Из-за жесткого санкционного прессинга США социально-экономическая ситуация в Исламской Республике находится в кризисном состоянии. В стране наблюдается резкое ослабление национальной валюты и высокий уровень безработицы. Поэтому водителями такси работают исключительно иранцы, в том числе выпускники вузов, которые так и не смогли найти работу по специальности. Как рассказал корреспонденту "РГ" один из молодых тегеранских таксистов по имени Амир, иранцам в нынешних условиях приходится цепляться за любую возможность, чтобы заработать на жизнь. "В день в переводе на американскую валюту я зарабатываю около 18 долларов. Кто из иностранцев за такие деньги согласится работать таксистом в Тегеране? К сожалению, Иран не такая богатая страна, как Россия, которая может себе позволить ситуацию, когда на ее рынке таксистами работают иностранные граждане", - считает Амир.
В Польше по одной лишь Варшаве ездят более 11 тысяч такси. По данным Business Insider Polska, это даже больше, чем в Берлине. В последние годы среди водителей все больше украинцев. Так происходит потому, что работа таксиста - это стабильный заработок, а требования к соискателям не такие уж высокие. Водитель такси должен быть старше 21 года, иметь международные права категории B, справку об отсутствии судимости и документ из медицинского учреждения, подтверждающий, что противопоказаний для такой работы у соискателя нет. И, конечно, у водителя такси должны быть в наличии документы на автомобиль, который может быть как личным, так и арендованным на долгий срок, и к тому же застрахованным.
Работа в такси в Польше невозможна без лицензии. Чтобы получить ее, нужно пройти обучение и сдать экзамен по топографии региона, по которому он будет возить пассажиров. И, конечно, невозможна работа на нелегальной основе, поэтому водитель должен принадлежать к какой-нибудь корпорации или зарегистрировать свою фирму.
В Индии для того, чтобы официально устроиться на работу водителем транспорта, надо обязательно получить местное водительское удостоверение соответствующей категории. Помимо этого до апреля текущего года права водителей такси должны были быть не обычные, а коммерческие, которые выдавались не раньше, чем через год после сдачи экзамена на право управления транспортным средством. Эти изменения не коснулись водителей автобусов и большегрузного коммерческого транспорта.
Вместе с тем для того, чтобы иностранец смог сесть за руль собственного автомобиля или взятого в аренду, ему будет недостаточно иметь при себе водительское удостоверение, выданное на территории его страны. Согласно индийскому законодательству он в любом случае должен сдать экзамен в местной транспортной полиции. Процедура весьма длительная. Индийские законы также предусматривают в обязательном порядке при подаче заявления на получение прав подтверждение места жительства на территории Индии, а также ксерокопию действующей визы. Примечательно, что срок действия прав на управление транспортным средством будет совпадать со сроком окончания визы.
В Южной Корее согласно законам работать водителем транспорта и тем более такси могут только люди, которые имеют местные водительские права. Если в некоторых случаях (хотя не всегда) при наличии так называемых международных водительских прав взять машину на прокат иностранцу в Корее возможно, то работать по таким правам водителем в Корее нельзя в принципе.
По местным законам, для того чтобы стать водителем такси, необходимо выполнить следующие условия: во-первых, иметь местные права и стаж вождения без ДТП в течение не менее одного года. Во-вторых, пройти короткие (обычно в течение недели) курсы водителей такси и получить соответствующее удостоверение. В-третьих, проживать по регистрации в том регионе, где вы собираетесь работать, не менее трех лет.
В целом работа водителем такси в Корее воспринимается как далеко не самая престижная. Обычно работать приходится по 10-12 часов, а зарплата в итоге - заметно ниже средней. Сегодня водители такси в Корее в основном либо пенсионеры, которые пытаются подзаработать, либо люди с невысоким уровнем образования.
В Соединенных Штатах желающие работать водителем транспорта или такси обязаны иметь американские водительские права. Сразу оговоримся, что речь идет о законном трудоустройстве, а не серых такси, хотя последних тоже хватает, поскольку американская дорожная полиция редко останавливает машины для проверки документов, если те не нарушают правила.
В целом сесть за руль в США можно и с зарубежным водительским удостоверением (ВУ), но зачастую срок его законного использования на территории страны ограничен. Например, в Вашингтоне по иностранному удостоверению можно ездить не более 30 суток с момента въезда в США, а в других штатах этот срок составляет до полугода. Законы части регионов особо оговаривают, что с зарубежными правами можно передвигаться только в туристических целях.
Трудоустроиться водителем транспорта с зарубежным удостоверением практически нереально, поскольку для права на перевозку большого числа пассажиров (от 10-15 человек) законы, как правило, требуют получения специальной коммерческой лицензии в местной полиции.
Нередко даже наличия местных прав иностранцу недостаточно для трудоустройства водителем такси. Ряд штатов требуют получения специальных лицензий, для чего подойдет не каждый тип визы. Например, нельзя работать таксистом по студенческой визе. Кроме того, обычно в правах проставляется отметка о том, что их срок действия истекает вместе со сроком законного пребывания на территории США.
Тем не менее большинство водителей такси в США, особенно в крупных городах, это выходцы из других стран. В Нью-Йорке они составляют 96 процентов всех таксистов. В 2016 году в этом мегаполисе даже отменили тест на знание английского для соискателей. Но для трудоустройства в фирму требуются местные права специальной категории, а получать индивидуальную лицензию крайне дорого.
В последние годы большую конкуренцию таксистам составляют другие сервисы, как, например, "Убер". Но и для трудоустройства через "Убер" в США требуется владение американскими правами не менее одного года.