"Около 80 процентов потребителей экономят, поэтому развитие различных форматов торговли практически невозможно, - утверждает председатель правления Ассоциации экспертов рынка ритейла Андрей Карпов. - Потребитель не готов экспериментировать и искать новую продукцию, ему достаточно двух-трех типовых магазинов".
На этом фоне депутат Госдумы Иван Сухарев предложил законодательно снизить "потолок" присутствия крупных торговых сетей в малых населенных пунктах с 25 до 15 процентов. По его мнению, местные предприниматели не могут пробиться на полки сетей со своим товаром, а маленькие магазины уходят с рынка.
Реализация этой инициативы снизит конкуренцию, возражает Андрей Карпов. Лет десять назад, когда торговые сети стали активно приходить в небольшие населенные пункты, цены на продукты там падали процентов на 20, говорит он.
Ситуация не столь однозначна, считает председатель Совета Центросоюза России Дмитрий Зубов: если не будет рабочих мест, люди не смогут позволить себе даже недорогие товары. Он предлагает продвигать товары местного производства через систему потребкооперации.
"Несетевые магазины, в том числе магазины потребкооперации, становятся важнейшим, если не единственным, ресурсом для сбыта товаров местных фермеров и малых предпринимателей", - говорит Зубов. К тому же товары местного производства, скажем, в магазинах потребительской кооперации, сегодня стоят столько же или дешевле привозных аналогов, добавляет он.