20.08.2018 19:45
Поделиться

Фильм про отношения тещи и зятя получил 500 тысяч рублей

Непутевый зять-гуманитарий везет на старенькой машине с прицепом из Финляндии в Россию тещу-математика и новый красный диван. Теща костерит его - учителя литературы - на чем свет стоит. Фразы - такие, как "У настоящих мужчин аллергии не бывает", - сыпятся из нее нескончаемым потоком. Он не в силах больше это терпеть - решает ее проучить...

Фильм "Твою мать!" режиссера Виктории Рунцовой, главные роли в котором исполнили Роза Хайруллина, Михаил Трухин и Нелли Уварова, признан лучшим из 38 конкурсных картин фестиваля короткометражного кино "Короче", что проходил в выходные в Калининграде. Режиссер черной комедии - эффектная блондинка, ученица школы Федора Бондарчука "Индустрия", ее папа подсказал идею фильма. Автор сценария - Марина Воевода и оператор Дмитрий Смолин - также ученики школы "Индустрия".

Картина, в соответствии с регламентом фестиваля, награждена денежным призом - 500 тысяч рублей, так что свою учебу Виктория Рунцова уже окупила. Другие лауреаты "Короче" также получили материальное поощрение. Лучшим режиссером (200 тысяч рублей) признан Иван Петухов. Его атмосферная картина "Нет" о девушке и парне, который делает ей предложение (в главных ролях Александр Паль и Ирина Старшенбаум) заставляет задуматься: исполняются ли мечты современных молодых людей. Примечательно, что в предыдущем короткометражном фильме у режиссера Петухова снималась сама Ума Турман. А оператором картины "Нет" выступил признанный мастер - Владислав Опельянц.

Награда "За лучший сценарий" (также 200 тысяч рублей) вручена короткометражке "Огонь". Она рассказывает о двух влюбленных полицейских, которые выясняют отношения прямо во время выполнения служебного задания. В руках у них - оружие... Режиссер, она же автор сценария, Мария Шульгина - окончила сценарную мастерскую Авдотьи Смирновой и Анны Пармас в СПБГУКиТ. В главных ролях в фильме "Огонь" - Дарья Румянцева и Степан Девонин. Последний - по своей фактуре - совсем не полицейский, но это вовсе не мешает получить должное впечатление от фильма.

Специальный приз жюри (сто тысяч рублей) с формулировкой "За самобытное решение" получила лента "Меня зовут Махаз" - режиссер Инар Нармания. Место и время действия этой истории любви и становления молодого человека - Абхазия 70-х годов. В ленте есть нечто напоминающее произведения Фазиля Искандера. Тонкая работа вызвала шквал аплодисментов в зале.

Два диплома - специальных упоминаний жюри - присудили следующим лентам. "Рикошет" Тимура Джураева - эта работа, сделанная с тонким юмором рассказывает о Боге, о роковых поступках, о мистике на, казалось бы, вовсе не подходящем для этого материале. Разборки блатных и полицейских, а действие происходит в провинциальном баре под названием "Родина". Картину "Затаив дыхание" Алексея Соболева наградили с формулировкой "За оригинальность взгляда". Действительно, короткометражка о любви и соперничестве между участницами сборной по синхронному плаванию - снята очень необычно: вся - под водой. Суть истории напоминает фильм Даррена Аронофски "Черный лебедь". Недаром режиссер Алексей Соболев сейчас также проживает в Америке. Но это сравнение натянуто - не зависит от страны: действие происходит в Санкт-Петербурге, и фильм новаторски снят.

Специальный приз "За честность" от телеканала "Дом кино Премиум", входящего в "Цифровое телесемейство" Первого канала, получил короткометражный фильм "Четверг" режиссера Suro JR. Это означает, что премьера фильма "Четверг" состоится в эфире именно этого телеканала. Но - предупредим зрителей - история очень непростая, поскольку показывает неприкрытую правду жизни. Речь в картине о том, как провинциальные врачи в регионах в силу своей некомпетентности и незаинтересованности не могут помочь маленькому мальчику, прошедшему ранее курс реабилитации в столице. И мать - ее играет Эльмира Мирель - ничего не в состоянии с этим поделать.

Решение жюри, похоже, устроило всех. Призы распределили грамотно. Обозреватель "РГ", правда, выслушала несколько компетентных мнений в защиту комедии "Лыжник" Анны Носатовой, но призов не так много, как хотелось бы и судьям, и зрителям.

Подводя итог, все же следует сказать, что конкурсная программа фестиваля "Короче" была сильнее, чем в предыдущие годы, хотя при этом иногда поражала своей неравномерностью. Отрадно было видеть, что в целом качество работ молодых кинематографистов возросло. Более того - они сейчас всерьез осознают, что короткий метр - это вполне серьезно. И, если еще в прошлом году были вопросы к тому, как снято кино, как записан звук, как наложен грим и выбраны декорации, очищены ли права, в том числе и на музыку - в этот раз хочется отметить, что стараются продумать все.

И самое главное - практически не было работ конъюнктурных, снятых в угоду стадным тенденциям. На первое место выступало авторское видение. Тем не менее, все равно не мог не возникнуть вопрос: почему получается так, что уже третий год подряд на фестивале побеждают фильмы-анекдоты. Неужели серьезные драматические ленты в формате короткого метра менее интересны - и киносообществу, и зрителям? С этим вопросом обозреватель "РГ" обратилась к бессменному председателю жюри кинофестиваля "Короче" продюсеру Игорю Толстунову.

"Если фильм просто затрагивает серьезную тему, но сделан в художественном смысле неубедительно, то он эту тему только дискредитирует, - ответил Игорь Толстунов. - Да, тут были фильмы серьезные. Затрагивались и социальные вопросы, и проблемы детского здоровья, и межнациональные отношения, и так далее. Но мы задачу свою видим в том, чтобы отметить работы, которые сделаны профессионально. Потому что если берем - давайте по-простому говорить - плохой фильм на важную тему и награждаем его призом, то это ориентир для всех остальных, в том числе и для учащихся в разных вузах. Это как знак: поощряется вот это. А нужен - талант!"