Ряд подобных решений на выставке представляет Особое конструкторское бюро "Гамма", которое входит в Группу компаний "Специальные системы и технологии" (ГК "ССТ"). Оно является единственным в России производителем электропроводящих пластмасс и отечественных саморегулирующихся кабелей для систем электрообогрева. Бюро создает, производит и внедряет специальные решения в области систем электрообогрева для предприятий оборонно-промышленного комплекса, авиа- и судостроения.
Продукция ГК "ССТ" в буквальном смысле не дает замерзнуть морским и воздушным судам, специальному оборудованию и инфраструктуре, которые эксплуатируются в самых неблагоприятных климатических условиях, например в Арктике.
При плохой погоде и при низких температурах наледью покрываются лопасти вертолетов, хвостовое оперение и крылья самолетов, взлетно-посадочные полосы на аэродромах, вертолетные площадки на судах, а также трапы и леера, превращая судно в гигантский опасный каток.
К счастью, в России проблемы обледенения научились решать, причем отнюдь не с помощью лома скалывая наледь с палуб или обдавая обледеневшую поверхность паром. Конструкторы и инженеры ОКБ "Гамма" разработали ряд специальных технологий, которые в разы повышают надежность и безопасность оборудования, а также долговечность эксплуатируемой техники в условиях сурового климата.
Решение проблемы обледенения морской техники и береговой инфраструктуры - электрический обогрев, который позволяет поддерживать на обогреваемых площадях плюсовую температуру, таким образом предотвращая обледенение или ликвидируя уже имеющееся.
Одно из решений по борьбе со снегом и льдом на морских судах, которое предлагает ОКБ "Гамма", - это нагревательные плиты для обогрева вертолетных площадок и судовых палуб с напряжением питания 220 В и 380 В. Фактически это специальные "теплые полы", которые не дают наледи образоваться при минусовой температуре на поверхностях судов из летящих на судно капель забортной воды, моментально застывающих на всех его поверхностях под порывами пронизывающего ветра. Применение таких систем электрообогрева на открытых площадях позволяет легко удалить снег или лед, не привлекая персонал и не повреждая покрытие, с которого удаляется наледь.
Нагревательные электрические плиты (ПЭНы) надежно защищены от перегрева благодаря фторопластовой изоляции резистивного нагревательного кабеля, долговечны, не требуют обслуживания и легко заменяются. Они могут быть разных размеров, поэтому их можно устанавливать не только на вертолетных площадках или открытых палубах, но и оснащать ими ступени, трапы и щелевые полы.
"В области судостроения мы располагаем широким спектром решений, которые обеспечивают как бесперебойную работу спецтехники, так и безопасность экипажа", - рассказывает директор ОКБ "Гамма" Андрей Прошин. - Большое внимание уделяется надежной работе средств спасения экипажа в арктических условиях эксплуатации судов. Этой цели служат системы электрообогрева путей эвакуации, трапов, лееров и капсул спасательных плотов.
Чтобы гарантировать раскрытие спасательного плота в суровых арктических условиях, после сброса содержащей его капсулы в море, мы разработали специальный нагревательный элемент, который поддерживает в капсуле заданную температуру с возможностью ее регулирования".
Проблема борьбы с обледенением актуальна не только для судостроения. В авиации это не меньшая, а, может быть, даже более серьезная проблема. Если ее не решить, она чревата возникновением аварийных ситуаций как в воздухе, так и на земле. Обогреву воздушных судов, их узлов и агрегатов, а также инфраструктуре аэропортов всегда уделяется особое внимание, а методы борьбы с обледенением постоянно совершенствуются.
Специалисты ОКБ "Гамма" не только разработали системы обогрева приводов предкрылков, замков багажного отсека, но и создали уникальную электротепловую противообледенительную систему. При ее использовании защищаемые поверхности, например, на крыльях самолета, нагреваются до положительной температуры, при которой образование льда на них становится невозможным, а уже образовавшийся лед сбрасывается воздушным потоком. Благодаря такому решению проблема обледенения воздушного судна в воздухе исключена.
В основе ряда решений, которые разрабатывает ОКБ "Гамма" для обогрева техники в сфере авиа- и судостроения, инфраструктуры и других объектов стратегического значения используются саморегулирующиеся нагревательные кабели.
Такой кабель реагирует на температуру окружающей среды, и в зависимости от показателей меняет величину тепловыделения. "Умный кабель" сам регулирует выделяемую мощность, поэтому полностью защищен от самовозгорания и при этом экономит электроэнергию. Он надежен, долговечен, неприхотлив в обслуживании. В основе кабеля - матрица из токопроводящего полимера. Это главный элемент саморегулирующегося кабеля, технологиями производства которого владеют всего несколько компаний в мире. ОКБ "Гамма" - одна из них, причем это единственная российская компания, которая может производить саморегулирующиеся кабели, на 100 процентов состоящие из компонентов отечественного производства.
"В ОКБ "Гамма" мы создали комплекс производства электропроводящих полимеров и полностью отечественных саморегулирующихся кабелей, не имеющий аналогов в России. Запустив первое и единственное в России предприятие полного цикла по производству саморегулирующихся кабелей, мы решили задачу импортозамещения и тем самым повысили уровень энергетической безопасности объектов стратегического значения", - говорит директор ОКБ "Гамма" Андрей Прошин.