21.08.2018 22:53
    Поделиться

    Евгения Муринец: Москва сделала первые шаги по пути зеленого строительства

    О вредных выбросах, плохих запахах и новой градостроительной политике
    Об экологии в мегаполисах вспоминают чаще всего, когда уже совсем нечем дышать или некуда мусор девать. В Москве, к счастью, и воздух достаточно свежий, и отходы вывозятся вовремя. Тем не менее, в ходе разработки городской программы "Мой район", кандидат в мэры Сергей Собянин вынес вопрос экологии в городе на один из самых первых экспертных советов. Впечатлениями о состоявшемся обсуждении поделилась советник президента Союза архитекторов России Евгения Муринец.

    Евгения, как вы оцениваете состоявшуюся дискуссию?

    Евгения Муринец: Для меня обсуждение было очень интересным. Вопрос, прямо скажем, непростой, касается самых разных отраслей. И нашей, градостроительной, в том числе. Важным элементом городской ткани является транспортный каркас города. В Москве, как известно, в настоящее время 90% веществ, загрязняющих атмосферу, от транспорта. Но город делает многое для того, чтобы очистить ее. Например, у меня не то что машины нет, но и даже водительских прав. Прекрасно обхожусь без них, хотя в студенчестве, пришедшемся на нулевые годы, мечтала обзавестись автомобилем. Ездить в институт в переполненном метро с пересадкой, с огромными подрамниками и макетами, было безумно тяжело. Сейчас в подземке стало и свободнее, и комфортнее, да и такси вызвать нет проблем - нажал на приложение и через 5-7 минут машина подана. Многие мои друзья и знакомые с разными уровнями дохода все больше выбирают для передвижения по городу общественный транспорт. Не хотят искать место для парковки, думать о техобслуживании авто. К тому же, одно такси заменяет пять личных автомобилей. Это не только уменьшило количество пробок в сравнении с десятилетней давностью, но и воздух в городе стал чище.

    Ну, а в магазин, за продуктами, вы что, пешком ходите?

    Евгения Муринец: Хожу пешком. Он находится в соседнем доме. В "Ашан" и другие гипермаркеты за МКАД мне ехать нужды нет. Это важный элемент правильного планирования каждого городского района. Все необходимые для комфортного проживания функции, такие как магазины, кафе, банки, химчистки и прочее, должны располагаться в шаговой доступности от места проживания. Четыре года назад, этот стандарт был закреплен специальным постановлением правительства Москвы.

    У меня нет не то что машины, но и водительских прав

    Мир стремится сейчас уйти от энергозатратных домов. Москва тоже следует этому тренду?

    Евгения Муринец: Безусловно. Для нас, архитекторов, долгое время больной темой был так называемый гигантский "бублик" между Третьим транспортным кольцом и МКАД, состоящий в основном из типовых домов в спальных районах. О том, что эти дома еще и жутко энергозатратны, говорилось меньше, но потому, как холодно в них было, всем было ясно, что тепло в них просто не держится. Поэтому в 2012-м году Собянин утвердил новые требования к утеплению фасадов и инженерным решениям как уже построенных советских домов, нуждающихся в капитальном ремонте, так и для вновь возводимых. А с 2016 года по его решению город вообще отказался от строительства домов устаревших серий. И теперь жилье строится не только внешне разнообразное, но и по повышенным стандартам энергоэффективности, вошедшим в новые московские нормы. Это направление, наряду с транспортным вопросом и многофункциональностью жилых районов, в международной практике считается важнейшим критерием "зеленого" города. Москва встала на этот путь развития и первые, главные, шаги уже сделаны.

    В 90-е годы со спутника делали ночную съемку столицы - вид сверху выбросов тепла. Город был буквально багрового цвета, столько теплоэнергии уходило на обогрев улиц. Представляете, сколько зря в ту пору в городе сжигали угля, мазута и газа, и насколько все это загрязняло Москву! Вот если бы сейчас снова снять, как думаете, этот вид изменился бы?

    Евгения Муринец: Думаю, что да. Во-первых, Москва уже не отапливается ни углем, ни мазутом - все ТЭЦ переведены на газ. И градостроительная политика сейчас совсем иная. Новые дома, которые строятся по программе реновации, по нормам энергоэффективности должны соответствовать классу "В". То есть на каждый метр для их отопления нужно вдвое меньше энергии, чем требовалось для сносимых пятиэтажек. Тепло в них берегут энергоэффективные стены и стеклопакеты на окнах, умные системы управления, которые подают его в зависимости от погоды. А поквартирная система отопления с индивидуальными счетчиками позволяет жителям определять температуру в квартире с помощью вентиля, а не форточки, как в старых домах. Кроме того, во всех новых домах без исключения устанавливаются энергосберегающие светильники в холлах, на лестничных клетках, подвалах и других местах общего пользования. Благодаря всему этому энергопотребление в Москве с 2010 года снизилось на 25%. И это при том, что город развивается, строится. Российские же нормативы за десять лет повысили требования к энергоэффективности лишь на 8-10%. Следовательно, Москва и в этой области может служить примером для всей России. Есть целый ряд жилых районов, построенных по новым стандартам, куда можно водить отдельные образовательные экскурсии. Это как муниципальные, так и коммерческие жилые дома и комплексы. Среди них я бы назвала ЖК "На Симоновском" по улице Сосинской, Бескудниково-2, "Велтон парк" на Маршала Жукова, "Грин парк" на Березовой аллее. В последнем, кстати, фасады не только энергоэффективны, но и необычны по своей архитектуре.

    Москва уже сделала первые шаги по пути зеленого строительства

    А если сравнивать Москву с другими городами мира с таким же климатом?

    Евгения Муринец: В Финляндии, например, требования к теплозащите выше, чем в Москве. А значит, и затраты на тепло там меньше. Но финны шли к этому целых 30 лет, а мы прошли путь длиной пока всего в семь лет. Темпы, которыми Москва решает эту задачу, обнадеживают, что она будет решена в более короткие сроки. Тем более, что в городе уже появляются и жилые комплексы, вполне соответствующие европейским меркам. В коммерческом жилье, например, застройщики ставят даже приборы учета по углекислому газу во встроенных гаражах. Система вентиляции там включается лишь тогда, когда уровень СО2 превышает норму. Такой контроль так же работает на оздоровление всей атмосферы в городе.

    Еще один из серьезных загрязнителей воздуха в столице - Московский нефтеперерабатывающий завод. Москвичи, проживающие на юго-востоке города то и дело жалуются на плохие запахи с него.

    Евгения Муринец: Да, на совете экспертов поднимался и этот вопрос. Собянин отметил, что благодаря проведенной там реконструкции выбросы снизились вдвое. Теперь город ожидает от предприятия запуска до конца 2018 года новой комбинированной установки переработки нефти "Евро-плюс", которая позволит вывести из эксплуатации пять устаревших установок 50-х годов прошлого века и сократить вредные выбросы еще на полторы тысячи тонн в год. Сергей Семенович пообещал лично контролировать все, что происходит на этом предприятии. Он пообещал сделать все, чтобы люди, проживающие там в соседних домах и районах, чувствовали себя с точки зрения экологии не ущербными, а такими же, как и во всем городе. Думаю, что эта задача достижимая.

    Я же отмечу, что восток и юго-восток города из-за розы ветров всегда были промышленными. Поэтому и жилые районы там тоже были менее экологичными чем в других частях города. Но с выводом промпредприятий, а так же реконструкцией оставшихся экологическая ситуация в городе стала улучшаться. И теперь застройщики и там вовсю строят жилые комплексы по общемосковским стандартам по архитектуре в целом и энергоэффективности в частности. Новая жилая застройка на Перовской 66 (ЖК Большое Кусково), территория Серпа и Молота ("СиМвол"), бывшие промзоны на Рязанском проспекте (ЖК Домашний, ЖК Среда) полностью укомплектованные инфраструктурой, обновят весь округ и сделают его равноценным с другими районами по качеству жизни.

    *Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"

    Поделиться