21.08.2018 11:31
    Прямая речь
    Поделиться

    Гендиректор ГК "Агропромкомплектация" определил главную миссию АПК

    Генеральный директор ГК "Агропромкомплектация" Сергей Новиков определил главную миссию АПК
    История развития Группы компаний "Агропромкомплектация", начавшаяся тридцать лет назад, четко отражает становление и расцвет российского агропромышленного комплекса. Бизнес-проект, зародившийся в Казахстане в виде внефондового кооператива для агропромышленного комбината еще в советское время, рос и трансформировался в Тверской и Курской областях. О сложностях и успехах, новых тенденциях в АПК мы беседуем с учредителем, генеральным директором ГК "Агропромкомплектация" Сергеем Новиковым.

    Сергей Анатольевич, история становления ГК "Агропромкомплектация" не похожа на другие. Начиналось все в Казахстане - теперь уже другом государстве. Потом вам пришлось перевозить бизнес на российскую территорию. Что на этом этапе было самым сложным?

    Сергей Новиков: Мы готовились к переезду еще до распада Советского Союза. Видели, что одно большое государство превращается в ряд малых и автономных. Понимали, что этот процесс необратим. Мы прекрасно работали и жили, но когда повеял ветер перемен, из Казахстана хлынул миграционный поток. И мы серьезно задумались над этим вопросом.

    Как выбирали место для переезда?

    Сергей Новиков: Я бывал в разных уголках России, хотя в это время в Конакове в Тверской области уже работало производственное предприятие нашей компании. Совершенно случайно познакомились с академиком Виктором Жильцовым, по сути, основателем подмосковного Зеленограда. Он тогда признался: "Всегда мечтал побывать в Казахстане!", и я сказал: "Приезжайте!" Он приехал, посмотрел, как мы работаем, и предложил переехать в Зеленоград, сказал, как раз жилье там строит для своих рабочих - и мы также можем в кооперации приобрести несколько квартир для сотрудников. И мы решились. Мне очень понравился этот город - он не был похож на другие: туда съезжались все сливки научного сообщества. Теперь здесь расположен наш центральный офис.

    Что же касается Конакова, то в первый раз мы туда приехали после Всесоюзного слета энергетиков, который проходил в Казахстане. Мы занимались производством кабельно-проводниковой продукции, и конаковский директор "Агропромнерго" предложил: "Может, у нас что-то сделаете?" Приехали туда. Был конец октября. Помню, стояла мерзкая погода, в магазинах, кроме морской капусты и березового сока, ничего не было… Но тем не менее внутреннее чувство подсказывало, что именно здесь мы сможем создать наше предприятие. И в 1989 году зарегистрировали его.
    Однако сельскохозяйственным производством как приоритетным направлением вы занялись здесь не сразу. Как начался этот путь?

    Сергей Новиков: Сельским хозяйством я занимался, сколько сам себя помню. С детства родители приучали к труду. Было так: хочешь побегать, погулять - сначала убери за свиньями, коровами, наноси воды, наруби дров. Молодость, которая прошла в Казахстане - большом целинном краю, тоже запомнилась тем, что вся республика, начиная с посевной и заканчивая уборочной, мобилизовалась для сельскохозяйственных работ. В конце 1980-х я возглавлял службу снабжения агрокомбината "Боровое", и, надо сказать, что на наших плечах лежала тяжелая ноша. Руководство района и области спрашивало строго. А если говорить о более ранних годах, то пять лет я отработал за штурвалом комбайна. Знаю, что такое комбайн СК-3. Сейчас сажусь за CLAAS, понимаю, что это - комбайн-компьютер. Комбайнер не слышит даже его гула, сидит в закрытой кабине, там кондиционер, радио, машина плывет по полю. С конца 80-х годов некоторое время моя жизнь не была связана с сельским хозяйством. Возникало чувство этакой ностальгии. И тут мне предложили взять совхоз "Дмитрогорский" - глубоко убыточное хозяйство. Около двух миллионов долларов долгов, предприятие в упадке, как и практически все сельское хозяйство в тогдашней России… А сегодня мы видим, что такое "Дмитрова гора". Бренд не только тверской - российский.

    В эти времена что было самым сложным? И когда, на ваш взгляд, начался расцвет АПК?

    Сергей Новиков: Когда с коллегами разговариваем, они иногда произносят фразу: "В наше непростое время…" Но когда время было простым? В конце 80-х мы видели пустые полки. Потом оказались в рыночной экономике, которой нас не учили. Потом - так называемые лихие 90-е, время нашего переезда в Россию. Часть предприятия еще оставалась в Казахстане, а там ввели свою валюту - тенге, но платежной системы не сформировали. И мы перевозили деньги буквально в чемоданах. Продавали кабель, а вместо денег за него нам предлагали молоко или другую продукцию. Потом - девальвация. Новые сложности. В начале 2000-х, когда стали серьезные деньги вкладывать, увидели, как демпингуют наши конкуренты из-за границы, как идет поток дешевого мяса и куриных окорочков, производство которых поддерживают в странах-производителях. Мне и президент задавал вопрос: что послужило толчком для достижения сегодняшних результатов? Я ответил, что все решилось в 2006 году, когда приняли программу развития АПК - как стратегию продовольственной безопасности - и стали давать "длинные дешевые" кредиты, о которых раньше мы могли только мечтать. Все это дало толчок для развития - и нашего предприятия, и предприятий наших партнеров в свиноводстве, молочном животноводстве.

    Главное для нас - люди, а их в компанию не привлечь, если не создать хорошие социальные условия для жизни

    Иногда мы слышим, как эксперты от АПК говорят о проблемах тех или иных отраслей: то же молочное животноводство называют нерентабельным, свиноводство все чаще упоминают в связи с угрозой АЧС. Есть ли причины для пессимизма?

    Сергей Новиков: Угрозы и риски в бизнесе есть всегда. Но человеку всегда будет нужно молоко, мясо, хлеб, картошка... И все это должен кто-то производить. Другой вопрос, как работать в условиях существующих угроз. Здесь важно, что к нам прислушиваются и в минсельхозе, и в правительстве страны. Ведем диалог, чтобы сообща решать возникающие проблемы в партнерстве бизнеса и власти.

    Сегодня власти говорят, что рынку нужны органические продукты. Правда, видят в качестве их производителей прежде всего фермеров. Как вы считаете, может ли крупный агрохолдинг занять эту нишу?

    Сергей Новиков: Любой фермер с органикой обанкротится в нынешних условиях: это продукт с высокой себестоимостью. А сегодня попробуй посади пшеницу и не подкорми удобрениями. Урожайность будет не 50-60 центнеров с гектара, а 15. Себестоимость булки хлеба на заводе будет не 15 рублей, а все 30 или 45. Приведу пример. Мы никогда не добавляем заменители в наши молочные продукты, строго следуем концепции "ферма - переработка - потребитель". Надаиваем 160 тонн молока в сутки, и у нас получается натуральный высококачественный продукт. Но что нам говорят представители торговых сетей? "Нам такое молоко не нужно. Оно киснет в течение пяти дней. А нам нужно то, что стоит на полке по два месяца и стоит 20 рублей, а не 40". То же самое с творогом и сливочным маслом. Так что экопродукт будет востребован на единичных рынках. Пока для нас более актуален массовый продукт, хотя к органике мы, конечно, постепенно будет подходить.

    Насколько остра в нынешнем АПК кадровая проблема? Довольны ли вы качеством подготовки специалистов в учебных заведениях?

    Сергей Новиков: Мы все испытываем сегодня кадровый голод на профессионалов. Нужны трактористы-машинисты, которые смогут работать на комбайне стоимостью 30 миллионов, хорошие обвальщики, операторы машинного доения. Что сейчас делает доярка? Она управляет компьютерами в доильном зале. Но нынешние выпускники вузов нуждаются еще в двух-трех годах обучения на производстве. Хорошие кадры мы привлекаем жильем - у нас действуют социальные программы, а также обучаем сами: работает свой корпоративный университет. Теперь пришли к тому, что будем совместно с учебными заведениями вести подготовку: недавно договорились об этом с Дмитриевским сельскохозяйственным техникумом, работаем с Тимирязевской сельхозакадемией, а также аграрными вузами Курского и Тверского регионов.

    Нельзя не задать вопрос о социальной миссии Группы компаний. Села преображаются, когда там появляется предприятие "Агропромкомлектации". Зачем бизнес занимается социальной инфраструктурой и есть ли от этого польза?

    Сергей Новиков: Конечно, в первую очередь бизнес должен заниматься производством. Социальные проекты - вынужденная мера. Но главное для нас - люди. А их в компанию не привлечь, если не создать хорошие социальные условия для жизни, для обучения детей. Поэтому мы и реконструируем дворцы культуры, оснащаем их или строим ФОКи. Сегодня в Группе компаний работает почти восемь тысяч человек, и это - залог нашего успеха.

    Пять фактов о ГК "Агропромкомлектация"

    Подразделения Группы компаний работают по принципу "от поля до прилавка".

    Агропромышленный холдинг вошел в топ-6 ведущих производителей свинины и занял девятую строку рейтинга производителей молока в стране.

    В компании насчитывается более 11,5 тысячи голов крупного рогатого скота, производится 57 миллионов литров молока ежегодно и перерабатывается в молочные продукты премиум-сегмента.

    На предприятиях Группы компаний содержится один миллион 650 тысяч голов свиней. Свыше 265 тысяч тонн мяса и мясных продуктов высокого качества поставляется на рынок благодаря слаженной работе подразделений ГК.

    В структуру Группы компаний входит собственная пекарня, где по уникальным рецептам производят хлеб и кондитерские изделия.

    Поделиться