Новости

21.08.2018 12:24
Проект: В регионах

Сколько оставит гость

В Рязани обсудили, как привлечь средства в исторические города
Правительство России выделяет пять миллиардов рублей на развитие инфраструктуры и сохранение наследия исторических городов, сообщил полпред президента РФ в ЦФО Игорь Щеголев на I международном форуме древних городов в Рязани. Задача - не только грамотно распорядиться этими деньгами, но и привлечь средства из других источников. В том числе - и от самих туристов.
 Фото: Владимир Смирнов/ РГ Чем больше оригинальных идей - тем больше туристов. Фото: Владимир Смирнов/ РГ
Чем больше оригинальных идей - тем больше туристов. Фото: Владимир Смирнов/ РГ

В Рязани собрались представители 48 городов из 13 стран мира: помимо двух десятков российских были представлены делегации Германии, Болгарии, Испании, Италии, Греции, Узбекистана, Франции, Беларуси, Турции, Эстонии, Армении, Сербии.

- В нашем округе насчитывает около 500 исторических городов, из них около ста - старше 500 лет. Самый большой из них - многомиллионный мегаполис Москва, а самый маленький находится на территории Тульской области (город Чекалин, бывший Лихвин - прим. "РГ"), в нем примерно тысяча жителей. Наша задача - сделать все эти города удобными для жизни и привлекательными для туристов, - подчеркнул Игорь Щеголев.

По словам экспертов, туристическая отрасль сегодня находится на подъеме. Как сообщил руководитель Ростуризма Олег Сафонов, создание туркластера "Рязанский" за счет федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2011-2018 годы)" позволило вдвое увеличить число гостей, посещающих регион. Так, в минувшем году Рязанскую область посетили более 400 тысяч российских и иностранных туристов плюс полтора миллиона экскурсантов. Простая арифметика показывает доходность отрасли. Если, к примеру, каждый из экскурсантов оставил в регионе хотя бы 500 рублей, то это 75 миллионов, с которых заплатят налоги в казну плюс рабочие места. А в случае с туристами, остающимися на несколько дней, сумма возрастает. В города с историей, уверяют специалисты, привлекать путешественников намного легче. Но есть проблемы одинаковые как для российских, так и для зарубежных древних поселений: города должны развиваться, должны быть комфортными для современного человека, но и сохранять свою идентичность. И здесь важна золотая середина, результатами поиска которой и делились ведущие архитекторы разных стран. По словам президента Союза архитекторов России академика Николая Шумакова, сегодня основная задача - реставрация, а следующая - встраивание современной архитектуры в исторические центры. Правда, как заметил президент Российской академии архитектуры и строительных наук Александр Кузьмин, сначала надо определиться в терминах: если город назван древним, то в нем строить нельзя, если же нет, то главные в нем - строители, и тут уж о сохранности "развалин" говорить не приходится. И тут действуют три критерия: "народу нравится", "прикольно" и "креативно".

- Ошибки коммунальщиков исправить можно. А градостроительные ошибки остаются на века, - заметил Кузьмин.

Начинать надо с инвентаризации всего и вся, поделилась мыслями президент правления анкарского филиала Палаты архитекторов Тезджан Каракуш Джандан. К слову, в Анкаре существует институт своеобразной "скорой помощи" - эксперты при первых признаках нарушения законодательства в сфере охраны исторического наследия выезжают на место и оказывают консультативную помощь и поддержку в решении проблемы.

- Нет памяти, нет и туризма, - заметила гостья из Турции.

По мнению президента Федереции рестораторов и отельеров России, катализатор развития туризма - хороший обед

В каждой стране опыт охраны исторических объектов и развития современного пространства разный. Но в одном сошлись представители всех стран - эффект получается того, когда есть понимание и взаимодействие власти и бизнеса, объединение усилий государства и общества.

- Города - это не только камни и улицы, но и люди, которые неравнодушны к окружающим их проблемам, - заявил вице-президент Ассоциации сербских архитекторов профессор Петер Арсич.

Но не только архитектурные красоты важны для туриста. Как театр начинается с вешалки, так и туризм - с посещения кафе или ресторана.

- Вы осмотрели кремль, насладились красотами, но впечатление от поездки зависит от того, был ли у вас удобный номер в гостинице, как пообедали в ресторане, понравился ли утренний кофе, - считает президент Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров. - Хороший обед - катализатор развития туризма.

Кстати, именно гастрономическая тема стала особым и весьма ярким сюжетом рязанских встреч. Архитекторов на площадках форума сменили повара.

- Сейчас в Рязани творится история, - заметил член президиума экспертного совета Всемирной туристской организации ООН (ЮНВТО) по гастрономическому туризму, президент международного эногастрономического центра (МЭЦ) Леонид Гелибтерман. - К участию в этом форуме в Армении специально разработали блюдо, посвященное 2800-летию Еревана. Очень серьезно подготовилась команда из Эстонии. В Пскове провели специальные исследования. Представлять свою страну приехал посол Узбекистана. Да и рязанские рестораторы, выступающие единой командой, по этому случаю объединились.

Рестораторы, гастрономы и другие эксперты провели серьезный разговор специалистов о развитии отрасли, о создании и продвижении региональных брендов. "Гастрономический туризм - это экономика", - слова президента Федерации рестораторов и отельеров России стали своего рода девизом этих встреч. Пока что иллюстрации этого тезиса легче найти за рубежом: к примеру, знаменитый фольклорный фестиваль Октоберфест в прошлом году "заработал" 1,1 миллиарда евро. Надо искать оригинальные местные продукты, нестандартные идеи, способные привлечь гостей, советовали эксперты, напоминая, что все мишленовские рестораны расположены в небольших городках Франции. Есть и другой пример, как заработать на аутентичных продуктах: в штате Айдахо в США выращивают "супер-картошку", которая стоит в два раза дороже обычной. Но пока в тех же рязанских ресторанах не хватает туристов, а туристам недостает аутентичной еды. Очень важно раскрыть туристский потенциал регионов через предложение уникальных продуктов питания, традиционной кухни, считает глава Ростуризма. Рязань, по его словам, успешно развивается в этом направлении. Слова эти прозвучали авансом.

ЦФО
Добавьте RG.RU 
в избранные источники