В Петербурге строительная лихорадка привела к транспортному коллапсу

В Санкт-Петербурге и Ленобласти ввод домов-новостроек, в которых количество жителей прирастает десятками, а то и сотнями тысяч, значительно опережает строительство дорог. В результате складывается такая ситуация: новоселам приходится выбираться из своих микрорайонов буквально "козьими тропами". Так было, скажем, с ЖК "Я - романтик" на намывных территориях Васильевского острова, пока там за сутки, в приказном порядке от властей, девелоперы не выстроили переход через ЗСД. Так до сего дня маются обитатели Кудрово, Янино и других новостроек.

В "Новом Мурино" и "Новой Охте" жители двух жилых комплексов готовы идти "стенка на стенку" из-за 200-метрового выезда на Муринскую дорогу. Ситуация, типичная для региона, усугубляется тем, что эти комплексы расположены на территориях разных субъектов Федерации: Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Напомним, 200-метровый технический проезд, использовавшийся ранее застройщиком ЖК "Новое Мурино" для нужд строительства, в начале лета в одночасье был заасфальтирован и стал дорогой, которая позволяет жильцам расположенного на территории Ленинградской области комплекса напрямик выезжать на Муринскую дорогу, минуя Токсовский тоннель. При этом Муринская дорога проходит по территории Санкт-Петербурга и единственная связывает эти густонаселенные районы с КАД. Но петербуржцы, жители "Новой Охты", выехать на нее могут только с проспекта Маршака, который расположен несколькими метрами дальше, чем этот технологический проезд. В результате получается, что пока "новые муринцы" выруливают со своего проезда, "новые охтинцы" ждут в пробке на проспекте Маршака.

- До двух с половиной часов можно в пробке во дворах простоять, - возмущаются жители "Новой Охты".

Но "новые муринцы" не сдаются.

- Мы не раз обращались к властям с просьбой построить эту дорогу, в прошлом году даже прошло совещание, на котором нам обещали, что все будет сделано к декабрю 2017 года. Однако никакой дороги не было, вплоть до "прямой линии" с президентом, - рассказывает Татьяна М., жительница "Нового Мурино". - А в ночь перед прямым эфиром дорога была построена, правда, через несколько дней ее демонтировали.

Тем не менее сейчас этот технический проезд, устроенный первоначально из бетонных плит, имеет вполне цивилизованный вид. Однако он - абсолютно незаконен.

Об этом говорится в официальных ответах администрации Санкт-Петербурга на жалобы жителей "Новой Охты": "При проверке, организованной совместно с представителями государственной административно-технической инспекции (ГАТИ), установлено, что проведение земляных работ по устройству проезда осуществляется без ордера ГАТИ".

Отдельно в письме подчеркивается, что подключение территории Ленинградской области к Муринской дороге проектными документами не предусмотрено.

Об этом же - в ответе исполняющего обязанности председателя комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга (КРТИ) Андрея Семчанкова на запрос депутата Законодательного собрания Надежды Тихоновой. Власти Северной столицы считают проезд у ЖК "Новое Мурино" незаконным. Согласно генеральному плану муниципального образования "Муринское сельское поселение", подключение территории юго-восточной части расположенного на территории Ленинградской области поселка Мурино к улично-дорожной сети Санкт-Петербурга не предусмотрено, а характеристики объекта противоречат требованиям действующего СНиПа "Автомобильные дороги". Принято решение о демонтаже самовольно возведенной трассы, его производство находится на контроле администрации Красногвардейского района. Заказчик строительства - застройщик ЖК "Новое Мурино" ООО "СМУ N 77", в аренде у которого частично находится земельный участок под дорогой, и производитель работ - ООО "ДК-Дорстрой" - привлечены к административной ответственности и оштрафованы на общую сумму 630 тысяч рублей.

Однако ни штрафы, ни официальные ответы не могут разрешить конфликт новоселов.

- Вы представляете, что здесь будет в сентябре? - горячатся "новоохтинцы". - Как детям дорогу переходить? Здесь же ни тротуаров, ни переходов не предусмотрено. Сплошная аварийная ситуация...

Напряжение усугубляется еще и тем, что Токсовский тоннель, по которому можно выехать на КАД, давно уже находится в состоянии ремонта, движение по нему тоже затруднено.

К слову, заместитель начальника ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог "Северо-Запад" Игорь Глазырин сообщает, что ремонт Токсов-ского тоннеля, который длится уже более года, вошел в финальную стадию и к 1 декабря все работы будут завершены. Но до декабря еще надо дожить.

Судя по официальным ответам, которые даны на депутат-ские запросы Тихоновой, Петербург планирует в 2021-2022 годах построить новый участок Северного проспекта от улицы Руставели до Шафировского проспекта и транспортную развязку на пересечении Северного проспекта и улицы Руставели. В городском бюджете на 2019 год петербургские власти намерены предусмотреть сред-ства для финансирования проектирования этих объектов. В 2022-2024 годах КРТИ планирует построить новый участок Васнецовского проспекта от перспективной пробивки Северного проспекта до Чарушинской улицы с путепроводом через КАД. За счет средств застройщика этой территории рассматривается возможность реконструкции перекрестка Муринской дороги и Пискаревского проспекта со строитель-ством светофора.

- Помимо перечисленных мер сегодня оперативно решается вопрос о прокладке новой улицы от ЖК "Новое Мурино" к Муринской дороге, - сообщила Надежда Тихонова. - Она облегчит транспортную ситуацию на этой территории. Однако это точно будет не та трасса, которую незаконно проложил застройщик. Самовольно построенный проезд не соответствует никаким нормам, представляет собой реальную опасность для участников дорожного движения и мешает строительству уже запроектированных в этом месте инфраструктурных объектов. Там отсутствует разметка, дорожные знаки, вдоль проезда нет даже тротуаров, поэтому пешеходы, в том числе дети, просто идут по обочине дороги с интенсивным двусторонним движением и стараются не попасть под колеса проезжающего транспорта. Обеспечить безопасность этого объекта невозможно. Если каждый застройщик будет прокладывать дорогу к своему объекту там, где захочется, наступит хаос.

Тихонова уверена: "неразрешимая ситуация" сложилась во многом из-за отсутствия конструктивного взаимодействия властей двух регионов. Она надеется, что работа по реализации концепции агломерации Санкт-Петербурга и Ленинградской области до 2030 года, которая сейчас активизировалась, поможет этому процессу. До 1 октября будет сформирована рабочая группа, целью которой станет разработка общей схемы территориального планирования двух субъектов и создание формата конструктивного взаимодей-ствия двух регионов по градостроительным вопросам.

Кстати

Площадь нового жилья в Мурино к 2020 году должна составить свыше шести миллионов квадратных метров. Через 10-15 лет в этом районе будут проживать около 300 тысяч человек. Власти Ленобласти уже не первый год пытаются улучшить транс-портную ситуацию в районе. Однако строительство Муринской развязки, например, откладывается из-за сложностей с выкупом земель, находящихся в частной собственности. Собственник требует за свои земли 300 миллионов рублей, а необходимое финансирование в бюджете не предусмотрено.

Мнение

Илья Резников, эксперт Института территориального планирования "Урбаника":

- По сравнению с Ленинградской областью ситуация с дорожной сетью в Петербурге вроде бы не так плоха. Но именно потому, что город прирастает по-граничными территориями, и возникает напряженность. Среди специалистов есть две точки зрения на выход из этой ситуации. Первая: каждый субъект должен сам решать проблемы своего региона. И вторая: поскольку мы агломерация, надо создавать единую транспортную сеть. Но как только дело доходит до вопроса, кто будет финансировать, все заходят в тупик: инвестора нет. Та высотность жилых домов, которая сегодня разрешена в пригородах, не рассчитана на ту дорожную сеть, что мы имеем. Власти стремятся выполнить задачу, поставленную высшим руководством: вводить по 120 миллионов квадратов жилья ежегодно. Про километры дорог, к сожалению, ничего сказано не было. А потому отставание дорожного строительства от жилищного становится все разительнее. Простого решения у этой проблемы нет. Она не исчерпывается только развитием улично-дорожного строительства. Это и развитие общественного транспорта, сокращение личного, развитие парковочной сети, метро, пешеходной инфраструктуры. К сожалению, власти сегодня с большим трудом осваивают комплексное решение проблем.