21.08.2018 21:15

Ученые из России и Германии создали наночастицы для выявления и лечения рака

Новый метод борьбы с опухолями
    "Золотоая пуля" сегодня самый передовой край медицинской науки. Во многих лабораториях мира пытаются адресно, точно в очаг болезни доставить лекарство. Тогда оно работает с минимумом побочных эффектов, а дозу можно сократить в разы. Но очаг еще надо найти, причем как можно раньше, особенно в случае онкологии. А это самостоятельная и сложнейшая задача.

Группа ученых из России и Германии, куда вошли физики, химики и биологи, совершила настоящий научный прорыв. Они создали наночастицы, которые совмещают диагностику и лечение. Находят онкологическое заболевание на ранней стадии и сразу же приступают к лечению. Такое совмещение (оно уже получило название тераностика) считается сегодня одним из самых перспективных направлений в медицине. Как же удалось в одной наночастице совместить две совершенно разные функции?

- Мы под одной оболочкой соединили золото и магнетит, - рассказал корреспонденту "РГ" руководитель проекта кандидат химических наук Максим Абакумов. - Такие наночастицы через кровь вводятся в организм и, минуя здоровые клетки, накапливаются, а говоря образно, запутываются в опухолевых. Эти скопления магнитных наночастиц можно выявить с помощью МРТ. А дальше начинается следующий этап - лечение. Воздействуя на наночастицу, скажем, магнитным полем или нагревом, мы выпускаем препарат в очаг болезни.

Такие эксперименты уже проведены на животных с опухолями молочной железы. Препарат доксорубицин доставлялся в опухоль, где освобождался и оказывал лечебное воздействие. Вроде бы уже можно говорить, что создан принципиально новый метод борьбы с онкологией. Однако сами ученые подчеркивают, что это только начало. Что главное достоинство - это не просто совмещение диагностики и лечения, а создание своего рода универсальной "платформы", которая может быть применена для самых разных случаев онкологии.

- Так как поверхности у наночастицы разные, магнетит и золото, то можно варьировать лекарственные вещества, которые к ней можно прикрепить, - говорит Абакумов. - Иными словами, платформа "заточена" не на какое-то конкретное лекарство или какой-то один способ диагностики, она широкого профиля. Поэтому возможности диагностики и лечения значительно расширяются.

Именно в этом принципиальное отличие данного метода от всех остальных, которые рассчитаны для определенных видов лекарств и определенных видов опухолей. Статья ученых НИТУ "МИСиС", МГУ, РНИМУ им. Пирогова и университета Дуйсбург-Эссен (Германия) опубликована в высокорейтинговом научном журнале - Nature Scientific Reports.