Формальная причина - положение в местном законодательстве о выборах, запрещающее участвовать в политике лицам, не вышедшим из компартии после января 1991 года. Эту ситуацию Татьяна Жданок прокомментировала "РГ".
Собираетесь ли вы обжаловать решение ЦИК Латвии, который воюет с вами, кажется, еще с конца девяностых?
Татьяна Жданок: Я действительно не удивлена тем, что произошло. Но обжаловать действия Центризбиркома необходимо, и я намерена делать это в Европейском суде по правам человека, как это уже было прежде. Напомню, что в 1997 году, после того, как мне - кстати, в судебном порядке - удалось добиться получения гражданства Латвии (запрет на натурализацию части бывших советских граждан был введен на том же основании - их участия в компартии. - Прим. "РГ"), я избралась в Рижскую Думу. Однако уже в 1999-м у меня отобрали мандат. А когда я собралась выдвигаться в парламент Латвии, из-за моей кандидатуры угрожали не зарегистрировать весь список нашего Объединения, представлявшего интересы русскоязычных жителей республики.
Тогда я решила не рисковать, однако обратилась с иском в ЕСПЧ. И в 2003 году сумела выиграть дело в Малой палате. Решение об исключении меня из Рижской Думы было признано незаконным. Правда, впоследствии латвийское правительство обжаловало этот вердикт в Большой палате Европейского суда. Я проиграла с перевесом всего в два голоса. Наши власти представили дело так, будто все ограничения, прописанные в законе о выборах в сейм и в местное самоуправление, являются временными. Но вот прошло уже сколько лет, и недавно Конституционный суд страны оставил в силе эту норму.
При этом все поправки о "декоммунизации" не помешали вам избраться в Европарламент. Каким образом?
Татьяна Жданок: Как раз в 2004 году в Латвии, ставшей членом Евросоюза, принимался закон о выборах в Европарламент. В первом и втором чтениях документа содержалось то же положение, но наши законодатели поступили хитро. На фоне моего резонансного дела они решили не рисковать и убрали пункт о компартии из текста законопроекта для третьего чтения. Таким образом, я смогла избраться. Конечно, вся эта ситуация, которая тянется так долго, выглядит абсурдной. Я могу на законных основаниях участвовать в работе общеевропейского парламента, где вырабатывается львиная доля правил, регламентирующих жизнь в Латвии, однако меня не пускают в сейм. В любом случае Русский союз Латвии идет на эти выборы, мы рассчитываем создать мощную фракцию.
Почему вы вдруг решили вернуться к прямому участию во внутриполитической жизни страны?
Татьяна Жданок: Когда я впервые стала членом Европарламента, про меня говорили так: "Жданок специально "сослали" подальше, в Брюссель". Но сейчас ситуация критическая, и нужно включаться в борьбу - прежде всего за сохранение русских школ. У нас фактически остается всего год, чтобы спасти систему образования на родном языке для наших детей, для всей русскоязычной общины - она насчитывает до 37 процентов жителей республики. Разумеется, мы будем добиваться отмены института негражданства, а также упразднения инспекции Центра госязыка. При этом нас все-таки нельзя назвать правыми, мы выступаем с социальной повесткой и добиваемся равных прав и возможностей для всех жителей страны независимо от этнического происхождения.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"