Напомню, на прошлой неделе мэр Москвы Сергей Собянин выступил с инициативой запретить работать в такси водителям с иностранными правами. Такая норма для некоторых иностранцев уже действует - она прописана в законе о безопасности дорожного движения, но для ряда стран в 2017 году было сделано исключение. В частности для Киргизии (именно оттуда были права у водителя, сбившего пешеходов на Ильинке во время чемпионата мира по футболу), а также для граждан государств, в которых русский язык - официальный.
Причем в обратную сторону закон не работает. "Наши юристы делали оценку, - заявил Максим Ликсутов. - В Киргизии вы с нашими правами работать не сможете".
"РГ" уже писала о том, что в Москве за последние полгода резко выросла аварийность на столичных дорогах с участием такси. По данным ГИБДД, количество ДТП по сравнению с первым полугодием 2017-го увеличилось на 40 процентов, число пострадавших - на 30, погибших - на 7 процентов.
"Есть особенности, связанные с работой в мегаполисе, с Правилами дорожного движения, и это в первую очередь вопрос безопасности. Если человек хочет работать на коммерческом транспорте на московских дорогах, он должен знать все детали", - говорит заммэра.
По оценкам Максима Ликсутова, количество водителей столичных такси с иностранными правами доходит до 40 процентов.
Но, может быть, проблема не столько в правах, сколько в том, что агрегаторы демпингуют цены и повышают комиссии, заставляя водителей перерабатывать?
"Если говорить о причинно-следственной связи, то факторов, конечно, много, - говорит Норайр Блудян, директор Транспортной ассоциации московской агломерации. - Условия работы, техническое состояние автомобиля - синергетический эффект присутствует. Но факт остается фактом - иностранцы вносят в статистику в два раза больше негатива".
"В прошлом году мы протестировали 75 водителей из других стран, имеющих право работать у нас в такси, - рассказал "РГ" Сергей Лобарев, президент союза автопрофессионалов "Гильдия автошкол" России. - Из них прошли тест только четверо, а к шести были вынуждены пригласить переводчика, потому что они не знали русского языка".
Надо сказать, что пересдача на российские права не такая уж и сложная - водители проходят не всю программу, а усеченный вариант для подтверждения своей квалификации.
Тем временем, не дожидаясь законодательных инициатив, сами агрегаторы тоже начинают предпринимать некоторые меры. Как рассказал "РГ" Павел Стенников, пресс-секретарь агрегатора "Максим-такси", все парки и индивидуальные перевозчики, которые пользуются их услугами, уже получили уведомление о невозможности дальнейшей работы водителей, не имеющих российских прав. Как полагают в "Максим-такси", парки отправляют их переучиваться.
Водитель такси Мирлан с планируемым новшеством категорически не согласен: "Почему я должен тратить большие деньги и время на переучивание? Мне семью кормить надо, - говорит он. - Мои киргизские права позволяют мне работать у вас".
У Мирлана еще есть время подумать. "Всегда дается переходный период в таких случаях, - говорит Максим Ликсутов. - Причем достаточно времени, чтобы спокойно выучиться, получить водительское удостоверение и в будущем спокойно работать".
Москва и сама не заинтересована немедленно вводить в жизнь новое правило. Как уже говорилось, иностранные права сейчас у 40 процентов таксистов. "У нас была такая же ситуация с водителями других транспортных средств, им вообще можно было работать со всеми иностранными правами, - говорит Норайр Блудян. - Коллапса не произошло. Дали время, предприятия подготовились к этому, нашли водителей. К таким ограничениям надо готовиться заранее и принимать меры". Когда в прошлом году в силу вступил запрет на работу с иностранными правами, у операторов наземного транспорта часть водителей переучились, а тех, кто не захотел, заменили водители из российских регионов. Автобусы в Москве не вставали ни на день.
По словам Сергея Лобарева, московские автошколы, которые ежегодно выпускают более 70 тысяч водителей, готовы принять всех, кто хотел бы сдать экзамен на права российского образца. Кроме того, в гильдии разработана программа повышения квалификации специально для таксистов - она занимает от 8 до 16 часов, в зависимости от уровня подготовки водителя. Ее стоимость - до 10 тысяч рублей.