22.08.2018 14:11
    Поделиться

    Первый в России музей народной иконы открыли в Сибири

    Музей сибирской народной иконы появился в Новосибирской области. Он вошел в единый музейно-туристический комплекс "Сузун-завод. Монетный двор" Новосибирского краеведческого музея.

    Три часа на автобусе от Новосибирска, и оказываешься в поселке Сузун с богатым историческим прошлым. Здесь по именному указу Екатерины II в шестидесятых годах 18 века начали чеканить особые сибирские монеты. Но не только они прославили этот край. В Сузуне, на Никольской ярмарке - в ту пору самой известной и одной из самых крупных в Сибири - стали продавать иконы. Так стало известно о сузунском иконописном промысле.

    В новой экспозиции, которая разместилась в памятнике регионального значения "Здание церковно-приходской школы" постройки конца XIX века, представлено более 500 подлинных предметов, в том числе более двухсот экземпляров домашней народной иконы, медно-литая православная пластика, книги и предметы церковной утвари. Коллектив музея на протяжении последних шести лет занимался комплектованием и изучением сибирской народной иконы. Первые экземпляры появились еще в двадцатых годах прошлого века, когда создавался краеведческий музей. Их приносили сюда и до сих пор отдают в дар новосибирцы. Кроме того, какие-то иконы привезли из экспедиций, отдельные экземпляры приобретены на аукционах и у коллекционеров из разных регионов Сибири.

    - Сибирь в конце XIX - начале XX веков массово заселяли крестьяне, они везли с собой иконы. Но их не хватало, так спрос родил промысел. География переселенцев отразилась в стилистике сибирской иконы - в композиции, технике исполнения и образах можно увидеть новгородские, суздальские и южно-русские (украинские) живописные традиции. Создавали иконы крестьянские мастера, совмещавшие иконописание с декоративной росписью и резьбой. Иными словами, иконы выполнялись мастерами из народной среды по заказу народа. Это определило особенности сибирских икон: упрощение сюжета и техники, их фольклорную стилистику. Так возник феномен народной иконы - несложной в изготовлении, недорогой. Сузунский иконописный промысел снабжал иконами весь сибирский край, поэтому сузунские иконы - заметное явление в музейных и частных коллекциях, - рассказывает директор краеведческого музея Андрей Шаповалов.

    Эксперты могут определить "руку" как минимум троих сузунских иконописцев - Ивана Васильевича Крестьянинова и талантливого мастера образов Богоматери - к сожалению, его имя до нас не дошло, так же как и третьего.

    Научный сотрудник музея Татьяна Прохорова посвятила изучению сибирской иконы не один год и лично занималась подготовкой экспозиции на финальном этапе. Она считает, что сибирскую икону ни с чем не спутаешь. Она даже визуально отличается.

    - Икона всегда сопровождала русского человека. В строящихся острогах первым делом воздвигался деревянный храм. Казачьи отряды, которые двигались по территории Сибири, имели в своем составе полковую церковь и священника. И первые иконы в Сибири были привозными, позже стали писать свои. Особые черты сибирской иконы отразились в иконографии - в составе тех сюжетов, которые здесь почитались. Первый и самый сибирский сюжет - икона "Архангел Михаил грозных сил воевода". В центральной части России она не распространена, но именно этот сюжет лег в основу знамени казачьего войска Ермака. И здесь эта икона стала иметь несколько иной смысл: прекрасный юноша-всадник на алом коне нес свет православия в темную Сибирь. Кроме того, одной из самых почитаемых икон в Сибири становится икона Святого Дмитрия Солунского - греческого святого, покровителя православного воинства. Также чрезвычайно важны образы Богородицы, Спасителя, Николая Чудотворца, - делится Татьяна Прохорова.

    Позже появилась местная специфика. Приехавшие в Сибирь люди желали иметь у себя изображения важных для них святых. Так, появились семейные иконы, на которых изображались святые - покровители супругов, их родителей, прародителей, детей. Они писались по заказу семьи к свадьбе, к рождению детей. Зачастую иконы избранных святых подбирались не только по именам, но и в связи с нуждами и занятиями хозяина. Так, святые Флор и Лавр покровительствуют коневодам, Преподобные Зосима и Савватий - пчеловодам. Купечество хотело иметь более дорогие иконы, с золоченным фоном и драгоценным окладом. В более простом исполнении были доступны абсолютно для всех. Каждый мог заказать их мастеру или приобрести на базаре, выменяв на три луковицы.

    Долгие годы специалисты в европейской части страны не придавали особого значения народной иконе, считая ее роль незначительной. Сейчас на антикварном рынке это то настоящее, что нельзя подделать. Но по-прежнему - недорогое, а, вообще, бесценное. "Такая икона была у моей бабушки", - эту фразу произносили местные жители, пришедшие на открытие музея.

    Глава Новосибирской митрополии Русской православной церкви митрополит Новосибирский и Бердский Тихон сообщил, что при музее планируется открыть иконописную школу.

    *Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"

    Поделиться