Проблема брошенных автомашин, засоряющих и без того тесное пространство дворовой территории, особенно в историческом центре Петербурга, действительно существует, подтверждают эксперты. И справиться с ней жильцам не так-то просто.
Почему? Да потому, что не существует единого алгоритма вывоза этих авто. А те, что есть, - требуют обильного бюрократического сопровождения. Неслучайно один из автоюристов, попросивший не называть его имени, посоветовал жильцам:
- Лучше скиньтесь по сотне, вызовите эвакуатор со штрафстоянки, а там пусть владелец брошенного авто сам разбирается, кто прав, кто виноват. Многие доведенные до крайности жильцы именно так и поступают.
На самом деле делать этого, конечно, нельзя. Ведь авто, даже явно брошенное, - это чье-то имущество. И при таких "решительных мерах" соседям вполне могут инкриминиировать его похищение, а это уже уголовная статья. Да и владельцы любой штрафстоянки заберут разукомплектованный автомобиль только в том случае, если на нем отсутствует госномер.
Председатель Санкт-Петербургского общества автовладельцев Валерий Солдунов поясняет:
- Первым делом жильцы, недовольные автохламом в их дворе, должны обратиться письменно в территориальный орган ГИБДД. Специалисты ведомства обязаны провести проверку и выяснить, что происходит с владельцем брошенного авто: жив ли он, имеет ли возможность распорядиться своим автомобилем.
Полиция, по словам эксперта, должна относиться к таким обращениям особо тщательно: ведь брошенные авто могут быть приютом для криминала.
После экспертизы ГИБДД ведомство обязано направить предупреждение владельцу, и лишь потом, если он (или его наследники) не вняли требованиям, можно обращаться на штрафстоянку. Причем, если действовать строго по букве закона, то заниматься этим должны администрации районов. Ведь именно они осуществляют административно-хозяйственную деятельность на вверенной им территории.
Но вот справка, которую "РГ" дали в администрации Центрального района Санкт-Петербурга: за семь с половиной месяцев текущего года с улиц и из дворов района вывезено 27 единиц разукомплектованной техники.
При этом из дворов - только четыре авто, а 23 - это те, что загромождали улично-дорожную сеть.
Таких авто, конечно, гораздо больше, признаются эксперты. И в принципе, очищать наши дворы от автохлама - это прямая обязанность управляющих компаний (УК). Машина, сквозь которую уже прорастают грибы или трава, - это все равно, что выброшенная посреди двора куча мусора. УК, кстати, могут инициировать и заявление в ГИБДД. Однако далеко не всегда и не везде "жилтоварищи" так тщательно следят за состоянием дворовых парковок.
Есть еще такой путь: обратиться в Жилищное агентство района, пояснили нам в пресс-службе Адмиралтейского района. Но это - лишь в том случае, если речь идет о машине, брошенной во дворе. Если на обочине улицы - ею должен заниматься комитет по благоустройству.
Горожане, которые уже пытались решать подобную проблему в своих дворах, ссылаются на службу "004" или портал "Наш Санкт-Петербург". Причем, по их словам, через портал добиться решения вопроса проще, чем через обращения на телефон горячей линии.
Но не потому ли автохлам так долго задерживается в городских дворах, что цепочка ответственных за его вывоз чересчур разветвленная и длинная?