22.08.2018 20:03
    Поделиться

    Почему уральские арендаторы не хотят тратить деньги на посадку леса

    В этом году мы в четвертый раз проводим мониторинг лесовоспроизводства, и выводы неутешительны. Лес, выросший с тех пор, как были упразднены лесхозы, оказался более низкого качества. Пока участки под молодняком не отнесены к землям, занятым лесными насаждениями (а это занимает несколько лет после рубки), ухаживают за ними недостаточно. Из-за этого ценные породы погибают, их глушит поросль мягколиственных пород. Хорошей древесины с этого участка ждать не приходится.

    Арендаторы заинтересованы в том, чтобы как можно меньше денег тратить на лесовосстановление. Поэтому, заказывая у подрядных организаций таксацию леса и проекты освоения своих участков, они настаивают на установлении минимальных объемов работы, и исполнитель, как правило, соглашается. Так что большинство арендаторов делает для восстановления леса гораздо меньше, чем должны бы.

    Существующая нормативная база не позволяет лесничествам призвать арендаторов к ответу. Чиновники не могут оказывать влияние на разработку проекта освоения участка. Для проведения экспертизы этого документа лесничества тоже не привлекают. В результате проект делают в конторе, без проведения натурных работ, а его экспертиза в большинстве случаев носит формальный характер.

    Существующая нормативная база не позволяет лесничествам призвать арендаторов к ответу

    Еще одна острая проблема - качество посадочного материала. Сегодня семена, заготовленные в любой точке земного шара, могут быть легализованы у нас. Документы легко фальсифицируются, поскольку процедура носит заявительный характер. Так что лесосеменное районирование часто не соблюдается. И никто не дает гарантии, что вновь высаженные леса будут не хуже, чем те, что стояли до них.

    В старой системе работа питомников финансировалась государством и лесхозами из собственных средств. Теперь деньги выделяются минимальные. База авиационной защиты лесов, на которую возложили почти все заботы прежних лесхозов, сегодня часто работает по бартеру, как в 1990-е. Им выделяют лес на реализацию, они взамен проводят лесохозяйственные работы.

    За последние десять лет значительная часть инфраструктуры лесхозов была утрачена. Механизированные промышленные технологии выращивания сеянцев не применяются, царит малоэффективный ручной труд. Нет даже борон, культиваторов, опрыскивателей, плугов: они проданы или сданы в металлолом прежними хозяевами.

    В лесничествах Свердловской области в 1970-х годах заложили лесосеменные плантации и высадили саженцы "плюсовых" деревьев. Они давали шишки, из которых извлекали селекционные семена. Сейчас плантация в запустении, денег хватает только на то, чтобы время от времени проводить рубки ухода. То же самое происходит и на других объектах лесного семеноводства.

    Что делать? Во-первых, нужно исключить влияние арендаторов на подготовку проектов освоения лесных участков и ввести их реальную экспертизу. Во-вторых, принимать работы по лесовосстановлению необходимо с учетом конечного результата - количества и качества выросших на участке деревьев. Ну и наконец, в лесное хозяйство надо вкладывать деньги, независимо от того, из какого кошелька они будут взяты. Поскольку сейчас этого не делается, все постепенно приходит в упадок.

    Поделиться