Для праздника неба, изобретательства и романтики приготовил специальную программу и "ЧайФ". А его лидер Владимир Шахрин рассказал обозревателю "РГ" о том, почему группе важно было выступить именно на этом фестивале. Впервые "ЧайФ" не участвовали летом ни в одном многотысячном open-air: ни в "Нашествии", ни в "Дикой Мяте", ни в "Черноземе"…
Чем вы так были заняты: смотрели матчи чемпионата мира по футболу, писали путеводитель для болельщиков, которые приезжали в ваш родной Екатеринбург, готовили новый альбом?
Владимир Шахрин: Мы гастролировали, трижды играли в фан-зонах Чемпионата мира, ездили в отпуск, готовились к осеннему туру, и да - работали в студии над новым материалом.
Теперь у "ЧайФа", наверное, появились песни о небе, летчиках и космосе, раз вы решили вернуться к многотысячной аудитории именно на фестивале "Московское небо"?
Владимир Шахрин: Непосредственно про космос и летчиков у нас песен нет, если не считать "Шабенины" и про летящее письмо. Но, по моему убеждению, человеку полезно почаще смотреть в небо - это приподнимает его самого, да и его мысли.
Хотя в жизни музыкантов тоже хватает и адреналина, и всплеска эмоций.
А что мы теперь сыграем? Свои хиты, ну и, наверное, несколько песен из нового альбома - "Чей чай горячей" и "Что мы делали в прошедшем году".
Кто из нас не мечтал стать летчиком, чтобы совершать подвиги?! А о чем в детстве мечтали вы?
Владимир Шахрин: Наш гитарист Владимир Бегунов, сын военно-морского летчика, и все его детство до встречи с рок-н-роллом прошло при авиации. Да и я в детстве ходил в кружок авиамоделирования: делал планеры и самолеты на резиновом двигателе с винтом и с бензиновыми моторчиками. Но сейчас наши связи с авиацией, увы, исчерпываются лишь тем, что мы проводим невероятное количество времени в воздухе, во время гастролей.
Не было ли и потому желания написать песню для этого фестиваля - окрыляющую и, как говорится, "высокого полета"? И вообще, приходилось ли вам когда-то писать песни на заказ?
Владимир Шахрин: Единственная в моей жизни песня на заказ - для кино. С ним все немного проще: есть сюжет фильма, история, герой… Держа все это в голове, мне понятно, как придумать песню-историю. Но как сочинить песню к фестивалю, о котором я прежде ничего не знал? Поэтому на заказ я больше ничего не писал. Хотя ко мне не раз обращались даже банки.
Но однажды я сочинил песню для друга - не знал, что подарить на день рождения Бегунову. Тогда мы в "ЧайФе" презентовали написанную для него песню. И я впервые увидел на щеке Владимира скупую мужскую слезу.
А есть ли тема, на которую вам хотелось бы написать песню, чтобы помочь решить какие-то важные проблемы в нашем обществе?
Владимир Шахрин: Да. Два года я ходил с мыслью, что хочу написать песню, условно говоря, в поддержку людей рабочих специальностей. Тех, кого многие наши либеральные интеллигенты называют быдлом, плебсом и прочими уничижительными словами.
В голове свербило, хотелось сделать песню просто и понятно, без каких-либо двусмысленностей, но при этом не пошло и не примитивно! И буквально неделю назад за пять минут эта песня появилась. Надеюсь, что она отвечает критериям, которые я сам ей поставил. Но пока мы ее не сыграем, потому что еще даже не репетировали.
Интересно было бы услышать, ведь у "ЧайФа" есть удивительные песни. "Поплачь о нем" (пока он живой)", например, как я уверен, делает нас хоть чуточку добрее.
Владимир Шахрин (улыбается): Не буду спорить.
Перед матчем Россия -Саудовская Аравия на открытии фан-зоны в Екатеринбурге вы спели свой хит "Аргентина -Ямайка 5:0". И наши футболисты выиграли именно с таким счетом. А какие еще ваши песни хотите, чтоб тоже стали пророческим?
Владимир Шахрин: Ни в одну из своих песен я никогда не вкладывал пророческий смысл, это было бы слишком самонадеянно. Но иногда бывают совпадения, и в жизни случается то, о чем ты спел.
Западные рок-звезды часто занимаются продюсированием новых групп: Джефф Линн, Брайан Иноу, Майк Портной, другие… У нас эта практика распространена меньше, и артисты, чьим песням внимает уже не одно поколение, отвлекаются на помощь молодым коллективам намного реже. Вы тоже заняты, только "ЧайФом". Считаете, что продюсирование - это для тех, у кого не пишутся собственные песни?
Владимир Шахрин: На Западе это тоже не так часто происходит. Из огромного количества британских и американских музыкантов продюсирует малюсенькая часть. У нас примерно так же. Максим Фадеев, Агутин, Градский... Продюсируют те, у кого есть способности вникнуть в чужой материал и предложить, как его улучшить. Это некая тренерская работа. У меня нет желания этим заниматься.
К новым артистам звезды относятся по-разному. Многих удивило, как жестко Земфира раскритиковала Гречку и Монеточку. Сергей Шнуров потом даже заступался… Когда звезды критикуют новичков, то они желают им добра и делятся опытом, или побаиваются соперничества - как полагаете?
Владимир Шахрин: Не готов комментировать. Каждый относится так, как считает нужным. Я не знаю, что это значит, может у Земфиры был какой-то выплеск эмоциональный. Ну был и был. Я не понимаю и не готов обсуждать то, что не понимаю.
Тогда расскажите, может и в педагогических целях: какую музыку сегодня слушаете вы?
Владимир Шахрин: Альбом "Fans" Малькольма Макларена - это успешная попытка сплавить оперу с электроникой и роком, адаптация известных опер "Мадам Баттерфляй", "Кармен", "Турандот"…
Но на гастроли я обычно вожу с собой книги. Сейчас - "Письма о добром" Лихачева. На даче, на тумбочке у меня лежит толстая книжка "Непонятное искусство" Уилл Гомперц, а дома ждет "Мастерская" Виталия Воловича…
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"