- Мы четыре года пытались "охомутать" белых медведей, живущих на островах в Карском море, - говорит директор центра Андрей Барышников. - Наконец нам это удалось. Надели ошейники со спутниковыми устройствами двум медведицам, с островов Вилькицкого и Шокальского. Именно карская популяция медведей на сегодня меньше всего изучена. Умки будут ходить с этими устройствами не больше полутора лет: ошейник устроен таким образом, что замок на нем за это время должен разрушиться и ошейник спадет сам, не причиняя беспокойства животному.
Интересно, что "охомутали" только самок белых медведей. По словам ученых, это связано с физиологией животных. У самца по мере роста шея становится в объеме больше головы, и через два-три месяца ошейник с легкостью спадает, у самки шея и голова остаются примерно одинаковыми. И устройство держится до тех пор, пока не распадется замок.
Группа специалистов из Института проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова РАН отслеживает передвижение белых медведей по арктической территории на протяжении уже восьми лет. Спутниковыми устройствами сейчас снабжены в общей сложности 17 животных - в Ненецком округе, на Камчатке, на Чукотке, а теперь еще и на Ямале. Почему именно белые медведи служат важными индикаторами изменения климата в Арктике?
- В зимний период эти животные обитают, как правило, на льду и практически никаких проблем с добычей пищи у них не возникает, в достатке и рыба, и млекопитающие, но как только лед начинает таять, они доплывают до ближайшей суши, как правило, какого-нибудь острова, и питаются тем, что "бог подаст". Включая умерших животных, разоряя гнезда птиц, подбирая пищу на помойках за людьми и т.д. Они поневоле становятся санитарами. По изменяющемуся поведению, перемещению белых медведей можно судить, как меняется климат в Арктике, - рассказывает Илья Мордвинцев, заместитель руководителя "Программы изучения белого медведя Российской Арктики", старший научный сотрудник Института проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова РАН. - Активизировавшееся таяние льдов заставляет двигаться этих животных туда, где им сытнее и комфортнее. То есть по сути отступать за тающими льдами. Нагляднее всего это можно наблюдать близ Земли Франца-Иосифа. Там медведи уходят все дальше в море на дрейфующих льдинах.
К слову, как показали данные первых наблюдений за медведицами на Ямале, одна из медведиц за неполный месяц с начала них уже перебралась с острова Вилькицкого на остров Шокальского, а вторая, покинув Шокальского, перебазировалась на полуостров Явай. В общей сложности они преодолели на двоих уже больше 160 километров. Глобальные выводы по перемещению медведиц в Карском море, как говорят ученые, делать пока рано.
- Для нас было загадкой, почему в Карском море медведи в последнее время все чаще остаются по осени на островах, - замечает Илья Мордвинцев. - Оказалось, что самки с медвежатами не успевают адаптироваться к наступлению ледового периода, многие на островной "диете" не успевают накопить достаточный запас жира. Сокращение периода, когда море находится под коркой льда, напрямую влияет на кормовую базу белых медведей.
Отдельные ученые строят прогнозы о резком сокращении популяции белых медведей в ближайшие 20-30 лет. Илья Мордвинцев не столь пессимистичен. По его мнению, белого медведя спасает то, что он практически всеяден, мобилен и довольно хорошо приспосабливается к меняющимся условиям. Так, например, на острове Белом в Карском море медведи неплохо научились использовать приливы и отливы. Встают в "дозор" и, когда волна отходит, ловят рыбу. При этом десять из двенадцати медвежат, за которыми ученые вели наблюдение на острове, выглядели вполне упитанными.
По данным ученых Арктического и Антарктического НИИ Росгидромета, за последние 30 лет площадь морских льдов в Арктике, по наблюдениям в летний период, уменьшилась в два раза. По прогнозам ученых, к концу этого века зимы на Крайнем Севере будут теплее на десять градусов, а лето станет жарче - на пять. Часть островов в Чукотском море в результате таяния льдов оказались под водой за 20-25 последних лет. В море Лаптевых, как отмечают ученые, берега отходят за год на расстояние до четырнадцати метров. Они состоят из больших включений льда, а усиливающиеся волнения в прямом смысле смывают их в море.