23.08.2018 14:15
Текст: Андрей Андреев (Московская область)

Крупнейшие холдинги ОПК России доверяют СЭГЗ выпуск самых сложных изделий

"Сарапульский электрогенераторный завод" (СЭГЗ) - производитель бортовых систем генерирования, светотехники для всех типов российских самолетов и вертолетов, приводов для ракетной техники и систем электропитания, стартовой автоматики для комплексов ПВО - в последние годы демонстрирует рост по всем основным показателям. Кроме того, завод неизменно расширяет номенклатуру выпускаемых изделий, в том числе гражданских.
 Фото: Пресс-служба АО "СЭГЗ"  Фото: Пресс-служба АО "СЭГЗ"
Фото: Пресс-служба АО "СЭГЗ"

О том, над какими перспективными проектами работает СЭГЗ сегодня, "РГ" рассказал генеральный директор предприятия Сергей Мусинов.

Сергей Васильевич, с какими результатами СЭГЗ закончил первое полугодие?

Сергей Мусинов: В 2010 году совет директоров и Правление Сарапульского электрогенераторного завода приняли первую пятилетнюю программу развития предприятия, цель которой состояла в преодолении последствий экономических кризисов 1990-2000 годов. Она была выполнена по всем статьям и разделам. В 2016 году мы приняли вторую пятилетнюю программу, положения которой являются основой для нашей сегодняшней деятельности. Отработали по второй программе ровно половину срока. Заложенные программой параметры выполняются.

Сейчас нам доверяют разработку и производство самых сложных высокоточных агрегатов. Среди наших заказчиков - ведущие отечественные разработчики и производители вооружений, военной техники и техники двойного назначения. Государственный оборонный заказ завод выполняет своевременно, в сроки, утвержденные госконтрактом, и с высоким качеством. Итоги работы СЭГЗ в 2018 году станут своеобразным контрольным рубежом, который покажет, насколько правильными были принятые расчеты и решения. Объем выпуска продукции по итогам первого полугодия составил 3,3 миллиарда рублей, из них более шестисот миллионов рублей - гражданские изделия.

Насколько динамично развивается это направление в деятельности завода?

Сергей Мусинов: По итогам прошлого года объем выпуска гражданской продукции на СЭГЗ вырос на 20 процентов. Задачи нынешнего года не менее амбициозные - увеличить объем "гражданки" еще на 20 процентов и довести ее долю в общем объеме с 1,2 миллиарда рублей по итогам 2017 года до 1,4 миллиарда в 2018-м. За последние десять лет эта цифра выросла более чем в пять раз. Это отвечает задаче, поставленной руководством страны ежегодно увеличивать объемы выпуска гражданской продукции. В итоге к 2030 году мы планируем получить пропорцию между специальной техникой и гражданской продукцией 50 на 50 в денежном выражении.

За счет чего СЭГЗ планирует это сделать?

Сергей Мусинов: За счет роста компетенции нашего предприятия как ведущего российского производителя электрических машин. Сегодня увеличивается объем продаж электродвигателей, в том числе во взрывозащищенном исполнении. Предприятия российского нефтегазового комплекса выбрали сарапульские электродвигатели для производства своих изделий запорной аппаратуры. В этом же направлении мы развиваем сотрудничество с немецкой фирмой AUMA. Из года в год растут объемы реализации редукторных лебедок и приводов открывания дверей лифта. Перспективы этого направления усиливаются отечественной программой по ускоренной замене лифтов в многоквартирных домах.

Кроме того, наше предприятие активно развивает производство напольного электротранспорта. Совместно с Ижевским государственным техническим университетом имени Калашникова СЭГЗ разработал унифицированную машину технологического электротранспорта. Она может не только перевозить или транспортировать грузы, но и использовать различное навесное оборудование, например, для уборки снега или подметания улиц. Это позволит нам выйти на рынок жилищно-коммунального хозяйства, где требуется неприхотливая, компактная, недорогая в обслуживании и надежная техника на электротяге.

В рамках транспортной тематики продолжаем работу с российским автопромом, производим двигатели электроусилителя руля автомобилей Lada Kalina и Lada Granta, Datsun.

Чем занимается СЭГЗ в актуальном на сегодня направлении импортозамещения?

Сергей Мусинов: Я бы разделил ваш вопрос на две части: работа по гражданским изделиям и специальной продукции. В прошлом году СЭГЗ произвел около 2,5 тысячи лифтовых лебедок. До этого в России на рынке лифтовых лебедок "хозяйничали" американские и итальянские фирмы. В направлении импортозамещения специальной продукции у СЭГЗ также есть конкретные результаты. В короткие сроки на Сарапульском электрогенераторном заводе были разработаны и запущены в производство электродвигатели для пусковой установки зенитно-ракетных комплексов С-350 "Витязь" и С-400 "Триумф". Новые агрегаты имеют мощность в 7,5 и 15 киловатт. Они получили названия ДАТ 7500 и ДАТ 15000. Приводы с применением наших сарапульских электродвигателей заменят на отечественных ЗРК агрегаты украинского производства.

Какие перспективные новинки представил СЭГЗ на форуме "Армия-2018"?

Сергей Мусинов: В этом году мы привезли на форум "Армия" интересный агрегат - двигатель-генератор на 30 киловатт. Это разработка московской компании "НаукаСофт". Новый двигатель-генератор планируется использовать в качестве основного источника энергии на борту будущего российского электрического самолета. Также, совместно с подмосковным "НИИ Микроприборов" мы продолжаем работу по созданию новой светодиодной техники для военной и гражданской авиации России. Начались летные испытания посадочно-поисковых фар для вертолетов Ка-52 и Ка-226Т. Летные испытания проходит и светодиодная посадочно-рулежная фара, предназначенная для установки на тяжелый военно-транспортный самолет Ил-76. Серийное производство новых изделий может начаться в Сарапуле с 2019 года. Замена световых приборов, в которых используются лампы накаливания, на современные светодиодные устройства - очень важное направление. По сути, в такой замене нуждаются почти все световые приборы, которые сейчас эксплуатируются на отечественных военных и гражданских воздушных судах. Совместно с НАМИ продолжается работа по подготовке серийного производства стартер-генератора для российских автомобилей  представительского класса AURUS.

Какие крупные инвестиционные проекты будут реализованы на СЭГЗ в 2018 году?

Сергей Мусинов: Одним из ключевых событий 2018 года станет запуск в октябре производства червячной пары для лифтовой лебедки. Реализация этого инвестиционного проекта стоимостью более 500 миллионов рублей позволит нам на 100 процентов локализовать производство лифтовых лебедок. Объем производства оценивается в 6,5 тысячи изделий в год.

Сегодня отечественные лифтостроительные заводы покупают большую часть лифтовых лебедок у зарубежных поставщиков. Это, в свою очередь, приводит к зависимости российского рынка от условий, которые диктуют иностранные компании и от курса валют. Запуск в Сарапуле производства одного из ключевых компонентов лифтовой лебедки - червячной пары - позволит российским лифтостроителям покупать качественную доступную лебедку отечественного производства и избавиться от зависимости в импортных изделиях. Этот инвестиционный проект для СЭГЗ - большая ответственность и хорошая перспектива.