Экспозицию открывает портрет "Отшельник" нидерландского художника XVIII века Карела де Мора. О долголетии картины говорит не только тусклость красок, но и испещренная печатями и надписями обратная сторона. Именно по этим знакам удалось проследить историю передвижения портрета - от мастерской автора до поступления в 1931 году в кубанский музей. Оказывается, его в свое время приобрел коллекционер Франсуа Троншен - друг Вольтера и Дидро. В 1770 году он продал картину вместе с другими полотнами императрице Екатерине II, и теперь на обратной стороне стоит сургучная печать с двуглавым орлом. Есть и датировка Эрмитажа, сделанная в 1886 году.
А вот "Портрет дамы" Тимофея Неффа до последнего времени заключал в себе загадку - имя самой дамы. Она оставалась просто незнакомкой, пока...
- При идентификации портретируемого играет роль любая деталь, - говорит научный сотрудник музея Иван Ващенко. - Однажды я обратил внимание на портрет военного с подзорной трубой в глубине композиции. Ворот мундира расстегнут, и на шее виднеется большой белый крест - орден Святого Георгия второй степени. За всю историю его кавалерами стали 125 человек. Затем новая зацепка: золотое шитье на воротнике. Поднял материалы: оно присутствовало на мундирах только высших офицеров Российского императорского флота. Причем в XIX веке лишь два адмирала были награждены орденом второй степени. Оставалось сравнить их портреты.
Одним из них оказался адмирал Алексей Грейг, руководивший в Русско-турецкую войну 1829-1830 годов взятием Анапы. На момент написания картины у него были 52-летняя жена и две дочери. На портрете изображена старшая - 23-летняя Юлия Алексеевна, в замужестве Штиглиц. Любой, кто взглянет на полотно, поразится нежному овалу лица героини и неправдоподобно тонкой талии. Жизнь Юлии оборвалась внезапно: в танце на балу партнер не удержал девушку, она при падении повредила позвоночник и вскоре умерла.
Отдельный раздел посвящен неожиданным открытиям, сделанным в ходе реставрации. Так, при рентгенографировании картины "Ночной пожар в деревне" Эдберга Ван дер Пула под живописным слоем был выявлен женский портрет голландского образца XVII века. Еще одна история связана с морским пейзажем "Ялта", которую долгое время музейщики приписывали кисти Айвазовского. Одна- ко в ходе реставрации открылась авторская подпись - выпускника императорской академии художеств Виктора Думитрашко.
Юрий Самсонов, реставратор Краснодарского художественного музея имени Ф. А. Коваленко:
- Некоторые картины действительно дарят открытия. Помню, я реставрировал портрет императрицы Александры Федоровны, хранящийся в краеведческом музее, и в ходе расчистки увидел авторскую подпись: "Першин". До этого научные сотрудники не могли его атрибутировать. Главная же задача реставратора - остановить разрушение произведения искусства. Картины с годами темнеют, так как на лаке скапливаются пыль и грязь. И наши вмешательства должны быть видны: всегда используем обратимые краски, которые при последующих работах легко убрать растворителем. Сейчас реставрация шагает вперед с наукой, и не за горами тот день, когда робот начнет сканировать, как мы говорим, утраты произведения и, задавая параметры, будет проводить восстановление. Конечно, человек станет корректировать процесс.