Педагогов, взваливших на свои плечи дополнительную ответственность за детей, участники обсуждения назвали едва ли не ключевыми фигурами в школе. Классное руководство, считают они, требует больших нагрузок. Учителя часто берут на себя новые обязанности с неохотой. "Выпустив один-два класса, у многих наступает профессиональное выгорание, требующее потом длительного восстановления", - объяснил директор школы № 1505 Леонид Наумов. Надбавки к зарплатам, добавила председатель Мосгорорганизации профсоюза работников народного образования и науки России Марина Иванова, могли бы стать первым шагом к повышению престижа и качества классного руководства. "Сегодня 70% учителей - классные руководители, но эта должность должна вызывать конкуренцию между педагогами, - заметила она. - И будет правильным и справедливым попросить Сергея Собянина рассмотреть возможность допвыплат классным руководителям в московских школах". Иванова предложила финансово поддержать и педагогов колледжей, также осуществляющих классное руководство. Там ситуация еще сложнее - встречаются дети со сложной судьбой, а то и с подростковой "копилкой" правонарушений.
Дополнительная нагрузка на плечи учителей легла с приходом в обычные школы "особенных" детей. И труд педагогов должен быть адекватно оплачен, считает председатель Мосгорассоциации родителей детей инвалидов и инвалидов с детства Юлия Камал.
- Дети с особенностями в развитии приходят в районные школы рядом с домом, - рассказала она. - Роль классного руководителя в этом случае возрастает: нужно многое сделать, чтобы сложился дружный коллектив, все друг друга принимали и уважали, жили бы в мире, где все равны. Еще учитель должен составить и организовать индивидуальный образовательный маршрут, помочь ребенку с организацией расписания.
Классным руководителям часто приходится выстраивать отношения между детьми и родителями, заметила директор школы № 1554 Ольга Тертухина. "Несколько лет назад мы открыли у себя Академию детства, куда приглашали мам и пап с детьми от девяти месяцев. Она востребованна, современные родители не понимают, как играть с детьми и как их воспитывать, - пояснила Тертухина. - В поддержке многие нуждаются и в школьные годы".
За надбавку учителям выступила и директор школы № 1517 Анна Вахнеева. "Мы ни в коем случае не умаляем заслуг учителей-предметников, но управлять классом - совсем другая работа, - подчеркнула она. - Классный руководитель может раскрыть талант, поскольку часто видит ученика и знает о его способностях".