28.08.2018 17:54
    Поделиться

    На ВЭФ-2018 обсудят российско-китайские экономические проекты

    На Восточном экономическом форуме-2018 обсудят совместные российско-китайские проекты по экономическому развитию региона
    Развитие Дальнего Востока - национальный приоритет России XXI века. Это прозвучало в послании президента России Владимира Путина азиатским партнерам в прошлом году. Для создания в регионе "территории роста" и привлечения иностранных инвестиций вот уже третий год работает Восточный экономический форум.

    В столь сжатый срок ВЭФ уже успел стать крупнейшей международной площадкой для обсуждения стратегий развития политических, экономических и культурных связей России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Стоит ли говорить о том, насколько важно для России развитие сотрудничества с этими странами в условиях постоянного давления со стороны Запада.

    За прошедший период география гостей Восточного экономического форума заметно расширилась, что не может не радовать. В этом году ожидается беспрецедентное количество участников. А в прошлом году состоялось 121 мероприятие, в которых участвовали 878 спикеров и модераторов, присутствовало рекордное количество участников - 6095 человек, в том числе 1094 представителя СМИ. С повышением интереса к площадке форума все больше проблем возникает с инфраструктурой, в частности, с гостиницами.

    Но определенные логистические неудобства не мешают участникам форума вести продуктивные переговоры. В 2017 году на ВЭФ было подписано 217 соглашений на сумму примерно 2,5 трлн рублей. Годом ранее сумма составила 1,85 трлн рублей. Ожидается, что в 2018 году сумма заключенных инвестиционных соглашений вырастет на 1 трлн рублей и достигнет 3,5 трлн.

    Основная идея ВЭФ-2018 связана с отраслями будущего, за счет которых экономика региона будет расти в ближайшие 5-6 лет. Среди них нефтегазовая отрасль, добыча полезных ископаемых, сельское хозяйство, аквакультура, лесная отрасль и туризм. Для этих отраслей будут представлены конкретные дорожные карты. Предполагается, что на форуме будут озвучены новые решения по совершенствованию налоговых преференций, льготному кредитованию для инвесторов и предоставлению долгосрочных виз для иностранных резидентов. Также ожидается презентация финансового центра на Дальнем Востоке и полноформатного электронного кабинета инвестора. Наряду с традиционными бизнес-диалогами со странами Азиатско-Тихоокеанского региона планируется проведение "круглых столов" с предпринимателями из Европы, Индии, Вьетнама и ЮАР.

    На сегодня резиденты ТОР и СПВ уже открыли 108 новых предприятий с общей суммой инвестиций 123 млрд рублей

    Главными темами форума в этом году станут развитие технологического потенциала Дальнего Востока, модернизация экономики и инфраструктуры, инструменты поддержки инвесторов, отраслевые приоритеты, проекты международного сотрудничества и совершенствование условий для жизни людей в интересах развития человеческого капитала.

    Так, тематический блок "Инструменты поддержки инвесторов: следующие шаги" будет посвящен результатам и перспективам таких механизмов развития региона, как территории опережающего развития и Свободный порт Владивосток. Будут обсуждаться защита прав инвесторов, поддержка малых и средних предприятий и высокотехнологичных проектов, возможности создания первого русского офшора на Дальнем Востоке, а также прорыв регионов ДФО в национальном рейтинге инвестиционной привлекательности.

    Обсуждая отраслевые приоритеты Дальнего Востока, участники дискуссий затронут проблемы развития отраслей, за счет которых экономика региона будет расти в ближайшие годы. Отдельные сессии будут посвящены лесопромышленному комплексу, сельскому хозяйству, рыбной отрасли, нефтегазопереработке, туристической и портовой инфраструктуре, добыче и переработке твердых полезных ископаемых и совершенствованию законодательства в сфере геологоразведки.

    Блок "Глобальный Дальний Восток: международные проекты для сотрудничества" будет посвящен перспективам экономической кооперации региона с соседними странами, важности развития транспортных коридоров на территории российского Дальнего Востока для всего Азиатско-Тихоокеанского региона и созданию Международного медицинского кластера во Владивостоке.

    В центре темы "Создание условий для жизни людей" будут находиться вопросы демографии, здравоохранения, образования и науки, жилья, культуры и развития городской среды на Дальнем Востоке. Участники также обсудят перспективы совершенствования рынка труда в регионе и новые меры по освоению земли в рамках программы "Дальневосточный гектар".

    Тематический блок "Инструменты поддержки инвесторов: следующие шаги" будет посвящен результатам и перспективам развития территории опережающего развития и Свободный порт Владивосток

    Конечно, планы легче составлять, чем выполнять. Недавно поменялось руководство Приморья. Перед новым губернатором Приморского края Андреем Тарасенко стоят огромные проблемы в топливно-энергетическом комплексе, нерешенные вопросы с угольной пылью в Находке, проблема возмущенных жителей "дальневосточного Крыма" - Славянки, которые протестуют против строительства в курортной зоне угольного терминала, а также недостроенные гостиницы "Хаятт" и многое другое. "Улучшения" инфраструктуры своими силами явно достигли предела. Также недавно сменилось и руководство минвостокразвития, причем во главе стал Александр Козлов, до этого занимавший пост губернатора Амурской области. На нем он показал себя эффективным управленцем, несмотря на свой молодой возраст.

    С 2013 года, когда началась реализация новой экономической политики по ускоренному развитию Дальнего Востока, было принято более 30 федеральных законов и более 160 правительственных актов, которые способствовали созданию конкурентных условий для ведения бизнеса в регионе. Сейчас реализуется более 1280 инвестиционных проектов на общую сумму более 3,8 трлн рублей частных инвестиций. Реализация этих проектов позволит создать порядка 123 тыс. новых рабочих мест. На сегодня резиденты ТОР и СПВ уже открыли 108 новых предприятий с общей суммой инвестиций 123 млрд рублей. Ожидается, что до конца 2018 года заработают 200 предприятий. В прошлом году впервые за последние четыре года рост инвестиций в развитие Дальнего Востока почти вчетверо превысил средние темпы по России - 17% против 4,4.

    Но все же этого недостаточно для того, чтобы "Тихоокеанская Россия" на равных участвовала в работе "двигателя мировой экономики", каким на протяжении последних десятилетий стал Восточноазиатский регион. Малонаселенность, отсталость инфраструктуры, устарелая логистика - вот всем известные факторы, оставляющие российский Дальний Восток "на обочине". Рецептов для исправления ситуации не так много, и все же главный расчет - на иностранные инвестиции. А в нынешних условиях геополитического противостояния, когда санкции против России со стороны Запада только усиливаются, "заманить" масштабных инвесторов непросто. Хотя России есть, что им предложить.

    В портфеле АНО "Агентство Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта" более 1000 инвестиционных проектов. Оно рассчитывает на привлечение инвестиций из таких стран, как КНР, Япония, Южная Корея и Индия, а также европейских инвесторов (где открыты его офисы). Однако реальная отдача гораздо меньше. Руководство России рассчитывает через диалог на высшем уровне стимулировать бизнес этих стран-партнеров быть активнее на инвестиционном рынке Дальнего Востока. Ожидается, что в этом году на ВЭФ прибудут лидеры Китая, Монголии, Японии, Индии, возможно, Филиппин.

    В 2017 году рост инвестиций в развитие Дальнего Востока почти вчетверо превысил средние темпы по России

    Планируется, что форум посетят министр национальной обороны Филиппин, глава сухопутных войск, а также глава ведомства, отвечающего за военно-техническое оснащение Вооруженных сил Филиппин. Посетит ли Владивосток президент Филиппин Родриго Дутерте, пока неизвестно. Стороны обсудят закупку российского вооружения для филиппинской армии.

    Несомненно, главный гость форума - председатель КНР Си Цзиньпин. Китай - ведущий партнер России в целом, и дальневосточный регион не является исключением. С ним будет продолжен диалог, начатый на прошлых встречах в этом году, но с акцентом на экономические проекты, в том числе на Дальнем Востоке. Ожидается, что китайский лидер порекомендует бизнесу активнее инвестировать на Дальнем Востоке.

    Власти Дальнего Востока России исходят из разработанной Россией в 2010 году программы по экономическому развитию региона, где предусмотрено активное сотрудничество с Китаем в целом и с его северо-восточным регионом в частности. Основные ориентиры определены в подписанной в 2009 году премьер-министрами России и Китая Программе по сотрудничеству между Дальним Востоком России и Северо-Востоком Китая. Задачи программы - совершенствование транспортных путей сообщения между приграничными территориями: строительство автомобильных и железных дорог, увеличение частоты рейсов между регионами России и Китая; создание в приграничных регионах России и Китая научно-технических парков и исследовательских зон; усиление сотрудничества в сфере труда, создание рабочих мест для граждан Китая в сфере строительства и сельского хозяйства на территории России; сотрудничество в туристической сфере, введение безвизовых туристических поездок между гражданами России и Китая; создание совместных туристических программ как для граждан России и Китая, так и для граждан третьих стран.

    Также среди задач - крупные региональные проекты: совместная разработка месторождений полезных ископаемых, строительство электростанций, промышленных заводов, развитие лесной и деревообрабатывающей промышленности на территории Дальнего Востока России. Затронута в программе и модернизация приграничной пропускной системы, усиление досмотра грузов, увеличение результативности работы таможенных служб.

    В 2017 году доля Китая во внешней торговле России составила 15% (почти вдвое больше, чем у партнера №2 - Германии). Еще больше доля Китая в российском импорте - 21%. Для Тихоокеанской России на долю Китая приходится треть внешнеторгового оборота, в ряде территорий ДФО и Забайкалья эта доля превышает 90%. В Приморье и Хабаровском крае она составляет около 50%. Если же взять общую структуру, общий объем внешнеэкономических связей Китая с тихоокеанской территорией России от Байкала, то на Приморье приходится порядка 30% всего товарооборота с Китаем.

    Ключевыми товарами, экспортируемыми из Приморского края в Китай, являются нефть и продукты ее переработки, морепродукты, металлические руды, товары химической и лесной промышленности. Торговля Приморского края в основном ведется с провинциями Хэйлунцзян и Цзилинь. Китайские товары занимают значительную нишу в потребительском наборе жителей Приморского края, однако зачастую не отличаются высоким качеством. В последнее время китайские поставщики стали больше прислушиваться к претензиям российской стороны к качеству товаров. Обе стороны принимают активные меры по улучшению качества китайской продукции, поступающей на российский рынок, проводится сертификация товаров, усилен контроль на границах стран.

    В 2017 году на ВЭФ было подписано 217 соглашений на сумму примерно 2,5 трлн рублей

    Разработан ряд программ, согласно которым в ближайшие годы будет продолжаться развитие инфраструктуры граничащих районов России и Китая. Приоритетным направлением сотрудничества является совместная разработка месторождений нефти и газа на приграничных территориях, строительство газопроводов для поставки российского природного газа в Китай. Снижению доли сырьевой составляющей в структуре российского экспорта в Китай должно помочь учреждение совместных российско-китайских предприятий по переработке минеральных ресурсов, а также предприятий, занимающихся сельским хозяйством и деревообработкой.

    Для России главными направлениями взаимодействия с Китаем на Дальнем Востоке являются нефтегазовый сектор - развивается экспорт, строится инфраструктура, энергетика - как традиционная (ТЭЦ и ГЭС), так и атомная. Важную роль играет использование не загруженных мощностей крупных электростанций с восточных районов России для переброски излишков электроэнергии в Китай. В приоритете также транспортная логистика (проект строительства Транснациональной железной дороги из КНР через Сибирь - Аляску - Канаду в США), интерес Китая к участию в освоении российской территории Арктики, к транспортным маршрутам Северного морского пути для сокращения времени пути из КНР в Европу.

    Однако противоречие состоит в том, что Китай в восточных регионах России в первую очередь интересуют энергоносители, а Россия от сотрудничества с Китаем ждет участия в модернизации своей промышленности.

    Не стоит забывать и о проблемах в отношениях между приграничными территориями - сырьевая направленность экспорта российских регионов в Китай, недостаток больших совместных российско-китайских компаний, сложности в регулировании возникающих между партнерами экономических споров.

    Роль китайских инвестиций в экономике Приморского края также недостаточна - всего лишь около 200 небольших компаний на территории Приморского края работают с привлечением китайского капитала. Они в основном занимаются второстепенными отраслями - торговлей, строительством, грузоперевозками, сельским хозяйством, гостиничным сервисом и деревообработкой.

    Власти Дальнего Востока России исходят из разработанной Россией в 2010 году программы по экономическому развитию региона, где предусмотрено активное сотрудничество с Китаем в целом и с его северо-восточным регионом в частности

    ВЭФ - хорошая площадка для продолжения российско-японского диалога на высшем уровне. В прошлые годы японцы заявили о намерении развивать сотрудничество по восьми направлениям, включая и Дальний Восток, и кое-что для этого сделано. При этом японцы рассчитывают, что ухудшение отношений с США заставит Россию в ответ быть более податливой в территориальном вопросе. Но, очевидно, разговор пойдет в прежнем ключе - Россия поставит вопрос заключения мирного договора, который будет включать вопрос о совместной хозяйственной деятельности на четырех Курильских островах (согласно Программе российско-японского сотрудничества по развитию совместной хозяйственной деятельности на островах Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи от 2000 года). Японию же интересует только суверенитет островов. В России же в целом не очень довольны объемами японских инвестиций, медленной реализацией "программы восьми направлений". Вместе с тем признается, что значительная часть вины лежит на бюрократизме и неготовности российских чиновников и местных властей, а также бизнеса, соответствующего японским стандартам и требованиям.

    Из политических вопросов в центре внимания ВЭФа будет корейский. Президент Южной Кореи долгое время не подтверждал визит, пока не станет известно о визите лидера Северной Кореи, а Ким Чен Ын держал паузу (в этот период на празднование 70-летия КНДР прибудет много иностранных гостей). В конце концов оба лидера приняли решение отказаться от поездки на форум. Ожидается, что Владивосток посетит премьер-министр Южной Кореи Ли Нак Ён и министр внешнеэкономических связей Ким Ён Джэ.

    Корейскому вопросу на ВЭФ будет посвящена специальная сессия "Россия, юг и север Кореи: будущее нового экономического пространства кооперации?", посвященная анализу быстро меняющейся ситуации и возможности участия обеих Корей в региональной кооперации с участием России. Россия придерживается линии на решение ядерной проблемы Корейского полуострова политическими средствами, отдавая себе отчет в том, что решить ее в обозримом будущем вряд ли удастся. Но сегодня важно не допустить срывов к конфронтации, поощрять американо-северокорейский диалог о мелких взаимных уступках, не допускать его срыва. Стоит особо отметить, что Россия стремится стимулировать Южную Корею к межкорейскому сотрудничеству и снижению "оглядок" на американцев. Россия хотела бы и ослабления зависимости Южной Кореи от США, и развития трехсторонних проектов (для этого важно отменить односторонние санкции Южной Кореи, при том, что санкции ООН остаются).

    Тема форума в этом году "Дальний Восток: расширяя границы возможностей". Учитывая безграничные возможности региона, остается надеяться, что азиатские партнеры России смогут разглядеть его потенциал сквозь призму антироссийских настроений.

    Поделиться