Леонид Ярмольник и Валерий Тодоровский построили Одессу в Москве

На "Мосфильме", при входе на съемочную площадку фильма Валерия Тодоровского "Одесса", впечатление, что переносишься сквозь портал. Без самолетов и поездов оказываешься в Одессе. Причем в 70-е годы. Два дома во дворе - один напротив другого, посредине колонка, кран - здесь жители набирают воду. Стена с туалетами, надпись "М" и "Ж". Примус, стоящий на кирпичах, и буфеты с расстеленными на них салфеточками, и раскладушка, и сарай, и мотоцикл с коляской, и подвал с закрутками на зиму... А тут на середину двора выходит человек в синей майке и, растягивая по-одесски слова, протягивает руку: "Леня". И на долю секунды кажется, что это... Леонид Утесов.

- Ну с Утесовым меня еще никто не сравнивал, - хохочет Леонид Ярмольник, которого загримировали так, что он неотличим от коренного одессита. - Валерий Тодоровский уверен что я похож на дядю Гришу - сценарий фильма же написан по его детским воспоминаниям. Но этот дядя Гриша на самом деле очень похож на моего папу, которого уже тоже нет. И я на него по определению похож, хорошо это ощущаю, понимаю, чувствую. И пока режиссер-постановщик мной, как артистом, доволен.

Как играть одессита? У вас не было соблазна скатиться в лубок?

Леонид Ярмольник: Нет. Я видел много плохих фильмов, в которых коверкают одесский говор, манеру поведения. И главная задача, прежде всего, режиссерская - он следит, чтобы мы не скатывались в "кривое зеркало", в пародийность. Должен сказать - мы много занимались. При том, что у меня "на ухе" сидит акцент и одесская манера говорить.

...На площадке появляется Валерий Тодоровский.

Вы говорили, что есть два проекта, которые мечтали снять. Один вы осуществили - это "Оттепель". И вот теперь второй - "Одесса".

Валерий Тодоровский: Потому что он - достаточно личный. Я не имею в виду что этот фильм обо мне. Но в нем - важные для меня ощущения детства, семьи, человеческих отношений, города, которые я запомнил с того времени. Всегда думал, что настанет день и я про это сниму фильм. Помню это с самой юности, со времен ВГИКа.

Снимать Одессу в Москве - это как?

Валерий Тодоровский: Во первых, я снимаю фильм про ту Одессу, которой уже нет. Это же не современная Одесса - это 70-е годы, почти 50 лет назад. И это, скорее, воспоминания, чем история самого города. К сожалению, оказалось, что есть проблемы с тем, чтобы снимать там. У меня была мечта просто пожить в этом городе. Но не в качестве туриста, а человека, который приехал туда снять фильм. Но оказалось, что сегодня это нереально. И мне оставалось либо отложить этот фильм на неопределенный срок, либо снимать в другом месте.

А вам хватает декораций?

Валерий Тодоровский: Конечно, не хватает. Мы не можем снять фильм в декорациях одного двора. Поэтому после этого поедем на море снимать морские куски. Видимо, в Анапе. Будет несколько мест. Таганрог, Сочи... В основном ради корабля - он играет в этой истории большую роль.

...Экскурсию по "одесскому двору", за пределами которого видна, например, новая высотка на Мосфильмовской, проводит художник-постановщик фильма "Одесса" Владимир Гудилин. "Каждая часть декорации вычерчивалась, каждую трубу знаю. Здесь - 15 труб дымовых, 12 обычных, 9 антенн. Все - досконально, каждый шпингалет. Окон около 80 во всей декорации, они открываются, везде проведен свет и за ними поклеены обои. Есть и вода". Все это построили всего за два с половиной месяца.

Оказывается, из Одессы часть декораций приехала на машине. Почтовые ящики, таблички, предметы быта, скамейки. Там помогал их отбирать продюсер Сергей Члиянц и другие партнеры фильма. Остальное доделали в Москве - вплоть до того, что специально закатали банки с овощами и посадили деревья. "Каштан во дворе посадили - пять тонн, вместе с землей, а вон тот клен три тонны весит", - рассказывает Гудилин. Он - специалист, каких мало. Он работал с Тодоровским над фильмами "Оттепель", "Стиляги", "Большой", с Андреем Смирновым снимал картины "Жила-была одна баба", и сейчас только что окончили новую - "Француз".