При рождении он был сосредоточен на классической музыке, но, отзываясь на время, расширил поле жанров, и теперь предлагает на разных площадках города от уличных скверов до Национальной оперы одновременно театр и танец, перфоманс и видеоинсталляции, выставки и концерты. Разнообразие позволяют этому крупнейшему в Финляндии фестивалю привлекать новых зрителей, но надиктованная академическим прошлым тяга к качеству все равно ощутима. Пять причин, почему надо ехать на фестиваль в Хельсинки.
Пример открытости тому - концерт самого известного аккордеониста страны Киммо Похьонена в действующей церкви Микаэля Агриколы. Церковь не маленькая, но с трудом уместила всех желающих. Любопытно же - опус "Ультра-орган" объединил аккордеон, церковный орган, свет и электронику в какую-то пронизывающую смесь new-age религии, спровоцировав вечные вопросы к самому себе. По форме ультрасовременное шоу, по посылу абсолютная классика. Ну и традиционно сильные дирижерской школой финны включили в программу фестиваля юбилейный концерт маэстро Эса-Пекки Салонена и Восьмую симфонию Малера оркестра Финского радио, а на десерт приезд Фрайбургского барочного оркестра.
Актуальный скандинавский дизайн составляет финский быт. Все функционально и строго, притом "рядовые пользователи" знают художников по именам и считают хорошим тоном иметь дома дизайнерскую вещицу. Хельсинкский фестиваль отметил веху дизайна в Выставочном центре WeeGee, приземлив на фоне очень зеленого леса инопланетный домик-эллипс Futuro. Знаковый объект из армированного пластика с автономным жизнеобеспечением, спроектированный Матти Сууроненом и ставший революцией полвека назад, не напрасно кажется знакомым - идею повторяли в том числе у нас в Приэльбрусье. Приветствуя этот пик человеческой мысли современный художник Мика Таанила по заказу фестиваля воспроизвел в саундтреке "Пластиковое сердце" скрежет и бульканье производственного процесса. Можно взобраться в объект, разлечься в кресле и представить, что снаружи Марс.
Культурных героев можно обожать или ненавидеть, но лучше разобраться, что сделало их героями. Очень внятная ретроспектива британского художника Дэвида Хокни в выставочном пространстве Тайдехалли расставляет все по своим местам. Раннее решение быть художником, арт-школа - и абстрактные человечки в пику своим же академическим эскизам, арт-институт - и картины с первыми стилевыми признаками "настоящего Хокни", годы гремящей мировой славы со знаменитыми сериями и словно тайный нырок в психологические портреты. А потом уже фломастеры и планшетный арт, размноженный ныне на фотообоях и стикерах, и "Дэвид Хокни" как символ массового цифрового безумия. Не представь кураторы этих мало известных публике листов "оттенков воды" и тончайшей графики, Хокни так бы и оставался в сознании шарлатаном компьютерной палитры.
К финалу припасен хорошо известный в России Теро Сааринена с городским симфоническим оркестром Хельсинки, а пока гастрольный сюрприз, Театр танца Алвина Эйли. Труппа отца афроамериканской хореографии имеет великое прошлое и рыхлое настоящее как и все подобные авторские труппы. Между тем артисты техничны и сохраняют фирменную кошачью грацию Алвина Эйли. А новый лидер Кайл Абрахам готов адаптировать уличную культуру и хип-хопа, и гламура в новых спектаклях "Тротуар" (2012) и "Жить!" (2011). Что с налетом диско ранних 80-х метит точно в нынешний 2018 с его спортивными штанами на престижных вечеринках, блеском пайеток и уже привычным одиночеством в толпе. На камерной сцене идеально вписанной в естественный ландшафт Национальной оперы эффект тоже оказался инопланетным.
Финны ироничны, идею Ночи искусств объясняют просто - климат неважный, на работу уходим рано, спим тоже рано, значит, Ночь точно станет событием. Однако ее обреченность на успех хорошо продумана: тот, кто чувствует себя артистом, регистрируется на сайте, рассказывает, чем богат, и после одобрения получает час славы на бульваре, в баре, в книжной лавке. Хочешь, читай рэп (лихо по-фински), хочешь, расслабляй людей нежным рэгги, хочешь, философствуй с подростками. Гвоздь-событие Ночи искусств - перфоманс The Humans NET испанской компании La Fura dels Baus на центральной Сенатской площади, прямо за памятником чтимому финнами русскому царю Александру II. Сорок человек, привязанных тросами к строительному крану, на фоне подсвеченного ночного неба и мелодии "Кармины бураны" строят телами узоры. Это похоже на картинки калейдоскопа и нейронную сеть, человечки в скафандрах символизирует нашу похожесть и тесную глобальную связь, а бонус шоу на грани танца, театра и цирка в том, что в нем участвуют добровольцы.
Так что цель фестиваля - сделать город и людей интереснее друг другу - достигается. В прошлом году Хельсинкский фестиваль собрал больше 200 тысяч человек, сейчас, похоже, цифры будут расти, и есть шанс до 3 сентября их увеличить, не дожидаясь другого шанса.