29.08.2018 20:08
    Поделиться

    Где и как готовят машинистов для екатеринбургского метро

    Пожалуй, машинист электропоезда в метро - одна из самых романтических профессий, наряду с капитаном дальнего плавания или летчиком. К тому же она неплохо оплачивается и обещает льготный выход на пенсию - в 55 лет при стаже в подземке не менее 12,5 года. Видимо, поэтому от желающих отбоя нет: когда в 2012 году в Екатеринбурге открывали новые станции, "Чкаловскую" и "Ботаническую", за наделю на пять вакансий поступило более ста заявлений, вспоминает начальник отдела кадров Екатеринбургского метрополитена Марина Адамович.

    Текучки нет

    - Сегодня в метрополитене трудятся 1480 человек, 85 процентов - с высшим и средним профобразованием. Из них 81 машинист электропоезда. У нас один из самых стабильных коллективов, текучки нет: либо люди уходят на повышение, либо из-за проблем со здоровьем. Пополнение происходит, когда пускаем новые участки и станции, - рассказывает Марина Адамович.

    Интересно, что большая часть руководства метрополитена вышла именно из машинистов. Например, начальник службы подвижного состава Валерий Бекетов. Сегодня в его подчинении депо площадью 17 гектаров, 15 составов и несколько сотен человек.

    Рабочая неделя машиниста - 36 часов, выстроенных по особому графику. К примеру, вы приходите к 17.00 и водите поезд до полуночи. Времени на отдых остается не так уж много, потому что в 5.20 - снова на линию (первый поезд открывает двери пассажирам в 6.00). В 9.00 вас сменит коллега, но машинисты вечерней смены домой не уходят, спят в депо, где оборудованы 22 комнаты, напоминающие хостел: в каждой - шкаф, стул, кровать, зеркало, на полотенце и подушках вышиты фамилии. Очень много зелени - сотрудницы метро постарались создать здесь уют.

    Зарплата зависит от стажа, классности, количества дневных и ночных смен. Новичок в службе подвижного состава в среднем зарабатывает 40 тысяч рублей. Уже через год ему положена шестипроцентная надбавка, а максимальная равна 25 процентам.

    Накатать 300 часов

    Попасть в число "водителей электропоезда" не так-то просто: повышенные требования к здоровью, медосмотры проводятся ежедневно. На вопрос, могут ли отказать в приеме на работу человеку со слабым зрением или боящимся замкнутых пространств, Георгий Минаев, советник директора метрополитена, отсылает к приказу минздрава № 796, которым утвержден перечень медицинских противопоказаний. Документ объемный. При беглом ознакомлении понятно, что ограничений достаточно, в частности, к ним относятся сужение полей зрения, аномалии цветового восприятия и адаптации к свету и темноте. Помимо окулиста претендентов обязательно осматривают лор, терапевт, хирург, невропатолог. Добавим, что кандидатами в машинисты могут быть только юноши - девушек в этой профессии нет.

    Интересно, что большая часть руководства метрополитена вышла именно из машинистов

    Чтобы устроиться в метро, недостаточно иметь диплом железнодорожного техникума или вуза, у подземного общественного транспорта есть своя специфика, поэтому во всех метрополитенах существуют образовательные отделы и учебные центры, где стажеров дотягивают до требуемого уровня. Программа для машинистов состоит из 747 часов, это примерно 4,5 календарных месяца, из них полтора - практика в кабине электропоезда: сначала в паре с опытным инструктором, затем самостоятельно. Во время учебы платится стипендия - 12-16 тысяч, а с успешно окончившим курс сразу заключают контракт. Обучение машиниста обходится в среднем в 25 тысяч рублей.

    Георгий Минаев держит в руках три маленькие книжки в твердом переплете: ими регламентируется безопасность движения в метро.

    - Только ей посвящено 50 учебных часов, а есть еще множество других дисциплин: электротехника, электробезопасность, устройство подвижного состава, система автоматики, электрооборудование, охрана труда. К преподаванию привлекаются сотрудники метрополитена, - раскрывает эксперт детали подготовки машинистов.

    Теория и практика

    Нас провожают в учебные классы: в одном начитывают теорию, в другом все стена занята электросхемой вагона метро. Обстановка скромная, тот же пульт управления в качестве тренажера совсем не похож на футуристические панели, что демонстрируют на выставке "Иннопром". Но потомственного машиниста Сергея Дубова, кажется, это совсем не смущает. В метро он пришел по стопам отца, с железной дороги, и делом своим доволен: напряженное, но интересное.

    По словам Валерия Бекетова, главные качества машиниста - быстрота реакции и стрессоустойчивость: стажера могут попросить определить и устранить неисправность, смоделировать нештатную ситуацию.

    Посидеть в настоящей кабине электропоезда тоже удалось: в отстойно-ремонтный цех как раз пригнали состав. При въезде в ангар он несколько раз просигналил. И это было вовсе не приветствие или желание "припугнуть" фотографов - при движении обязательно используется специальная система сигналов.

    В Екатеринбургском метрополитене учебный центр в отдельное подразделение выделился только в этом году, раньше подготовкой кадров занимался специальный отдел. Здесь не готовят специалистов для сторонних компаний - только под имеющиеся на самом метрополитене вакансии. Но последние изменения трудового законодательства (применение профстандартов с 1 июля 2017 года) подтолкнули к расширению программ. Сегодня помимо машинистов здесь обучают представителей еще 16 рабочих профессий: контролеров автоматических пропускных пунктов, кассиров, слесарей-ремонтников подвижного состава, слесарей по обслуживанию метро, машинистов уборочных машин и т. д. Планируется подготовка маляров, столяров, тоннельных рабочих, обходчиков путей, слесарей механосборки. За первое полугодие обучение прошли 38 новичков, еще 90 сотрудников метро повысили квалификацию.

    Справка "РГ"

    Метро в столице Урала было создано приказом минтранса еще в 1988 году, принимать людей на работу начали в 1989-м. Первым машинистам пришлось осваивать азы профессии вдали от дома - в Харькове. С 1994 года группы обучают уже в Екатеринбурге.

    Поделиться